Найти в Дзене
Транссертико

«Навигация» по маркировке товаров. Data Matrix – зло или благо?

Оглавление

Пришло время поговорить о наболевшем – о маркировке товаров. Зачем был внедрен проект Data Matrix? С какими трудностями сейчас сталкиваются импортеры? Что делают специалисты «Транссертико» для упрощения жизни своим клиентам? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Что такое маркировка?

Маркировка – это контрольно-идентификационный знак, который размещают на товаре. Обычно под маркировкой имеют в виду совокупность текста, графики, условных обозначений и их комбинаций, наносимых непосредственно на изделие, упаковку, этикетку или ярлык.

Какие типы маркировки существуют?

Условно можно выделить три основных разновидности маркировки. Давайте рассмотрим каждый из них.

1. EAC

Знак ЕАС означает, что продукт прошёл сертификацию, а также все необходимые лабораторные испытания, подтвердившие соответствие требованиям технических регламентов Евразийского Экономического Союза.

2. Текстовая маркировка (так называемая иная маркировка)

Это информация о товаре, прописанная в буквенной форме. Как правило, она содержит следующие данные:

  • наименование;
  • страна, где изготовлен товар;
  • предприятие-изготовитель или его представитель (уполномоченное лицо);
  • юр. адрес завода (представителя);
  • габариты;
  • состав;
  • единая пиктограмма;
  • дата производства;
  • номер партии, гарантии

Очень часто иную маркировку объединяют с маркировкой EAC:

-2

3. Data Matrix

Вот мы и подошли к самому интересному! Именно на этом виде маркировки мы и хотим подробнее остановиться.

Data Matrix – это специальный QR-код, в который «зашиваются» сведения о товаре, например, номер партии, наименование продукции, импортер и т.д.. Data Matrix представляет собой двумерный матричный штрихкод – чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной группе.

Как выглядит код Data Matrix?

Код маркировки имеет вид 01XXXXXXXXXXXXXX21XXXXXXXXXXXXX240XXXX. Он зашифрован в коде Data Matrix, а также в идентификационном коде. Код маркировки состоит из:

  • кода товара GTIN (Global Trade Item Number). Это код идентификации. Ему предшествует идентификатор применения 01
  • индивидуального серийного номера, который генерируется системой и защищает от подделок. Ему предшествует идентификатор применения 21
  • код проверки, состоящий из первых 4 символов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТНВЭД ЕАЭС). Ему предшествует идентификатор применения 240. Код показывает системе, какой товар был промаркирован

Код маркировки обуви:

-3

У данного штрих-кода есть ряд преимуществ. Среди них:

➤ Способность вместить до 2 Кб информации

➤ Высокая степень защиты от копирования.

➤ Низкая себестоимость генерации.

➤ Возможность восстанавливать данные при повреждении

Нарушение правил маркировки влечет за собой штрафы и конфискацию товара у продавца. Хранение и перевозка товаров без маркировки также является правонарушением.

Зачем и когда была введена маркировка Data Matrix?

Во-первых, целью внедрения этой маркировки было сокращение количество контрафактной продукции на российском рынке. Согласно данным сайта честныйзнак.рф , доля нелегальной продукции, находящейся в обороте легкой промышленности России, достигает 35%. Шанс у каждого из нас купить поддельные лекарства – 10%, а подделку Chanel No. 5 – 20%. Маркировка товаров призвана помочь избежать покупку подделок и предотвратить их продажу.

Во-вторых, Data Matrix стала частью крупного государственного проекта по запуску единой системы отслеживаемости товаров от импортера до конечного пользователя. Благодаря Data Matrix с рынка должны уйти предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся продажей нелегальной продукции.

Data Matrix запустили в «пробном формате» в 2018 после выхода Распоряжения Правительства РФ №792-Р от 28.04.2018. 1 июля 2019 года в нашей стране была введена уже обязательная Data Matrix маркировка определенной группы товаров. Первой стала маркироваться табачная продукция и изделия из меха.Затем список расширился – в нем появились лекарственные препараты, обувь, шины, фотоаппараты. С 1 января 2021 маркированию Data Matrix подлежат товары легкой промышленности (одежды и белья), молочная продукция, ювелирные изделия и духи. Предприниматели, занимающиеся реализацией подлежащих маркировке товаров в обязательном порядке должны зарегистрироваться в системе «Честный Знак». Маркировке подлежат все единицы товара.

Система Data Matrix будет вводиться резко или постепенно?

Как мы уже сказали, Data Matrix появилась на горизонте в 2018 году, поэтому об экстренности ее внедрения не приходится говорить. Скорость внедрения нововведения зависит от сферы деятельности. Например, продавать товары легкой промышленности без кодов маркировки можно было только до 1 января 2021. Тем не менее, чтобы запуск Data Matrix принес как можно меньше хлопот и проблем производителям, для некоторых товарных сегментов был введен ряд «смягчающих мер» – процесс был разбит на этапы.Такое «дробление» помогло участникам рынка максимально безболезненно адаптироваться под новые требования. Давайте рассмотрим это на примере маркировки обуви.

Этапы и сроки маркировки обуви:

  • С 1.07.19 по 1.10.19 г. – регистрация в системе маркировки; подача заявки на получение устройства, отправляющего запросы на сервер эмиссии ГИС и передающего сгенерированные коды (регистратор). Также в этот период было необходимо начать маркировку остатков c использованием упрощенной схемы.
  • С 1.10.19 по 1.07.20 г. – происходила выдача регистратора эмиссии; завершалась маркировка всех не введенных в оборот остатков обуви; подключалось оборудование, считывающее коды; настраивалась онлайн-касса; готовилось к использованию соответствующее программное обеспечение. Все процессы должны были проводиться посредством электронного документооборота (ЭДО).
  • К 1.07.20 г. все производственные процессы было необходимо организовать так, чтобы выпускалась только маркированная продукция, т.к. немаркированная обувь была уже запрещена к продаже, хранению и транспортировке.
  • Остатки обуви, введенные в оборот производителями и не реализованные продавцами до 1.07.20 г., могли быть промаркированы до 1.09.20 г. Продавцам для этого требовался документ, подтверждающий факт покупки до 1 июля.
  • До 1.08.20 г. должна была быть проведена обязательная маркировка обуви, купленной до 01.07.20 г. и ввезенной после этой даты.

Готовы ли игроки рынка к нововведениям?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Готовность производителей зависит от товарного сегмента. Очевидно одно: все возможности для полдготовки были. Если два-три года назад было крайне проблематично найти необходимую информацию,то сейчас ничего не нужно выискивать. Все сведения есть в свободном доступе – о маркировке пишут статьи, про нее снимают ролики на Youtube, по этой теме проводят эфиры в Clubhouse. Проблем быть не должно. Боевую готовность уже продемонстрировали компании с «западным» капиталом. Организации с «российским» капиталом чуть медленные реагируют на происходящие изменения, но, надеемся, что это вопрос времени.

Хорошие новости: оператор национальной системы маркировки – Центр развития перспективных технологий – запустил специальную обучающую платформу для участников системы маркировки на каждом из ее этапов.

На платформе доступны материалы для представителей каждой из товарных групп, подлежащих маркировке. С помощью удобной навигации производители, представители оптового звена, импортеры и розничные ритейлеры смогут выбрать свой профиль деятельности и узнать, какие процессы затрагивают того или иного участника товаропроводящей цепи. Видеоинструкции максимально подробны и предметны: например, можно узнать, как заказать коды или какие атрибуты указывать при описании маркируемых товаров.Обучающая платформа доступна на сайте Честный ЗНАК.рф в разделе « Мероприятия » или по ссылке .

Какие сложности сопряжены с запуском Data Matrix?

После введения Data Matrix маркировка вышла за рамки простой логистики. Теперь это огромный пласт ВЭД, который имеет непосредственное отношение и к IT, и к построению кросс-бизнес процессов,и управлению проектами. На рынке даже появилась новая специальность – эксперт по маркировке. Особенно это касается таких сфер, как фармацевтическая промышленность и косметика.

Безусловно, введение маркировки, связано с рядом трудностей. Нанесение штрих-кода на каждую единицу товара предполагает серьезные материальные вложения в дорогостоящее оборудование и автоматизацию процессов. Поэтому основной удар придется на мелких производителей и импортеров. Им будет невероятно сложно выжить и сохранить свои позиции на рынке.

Мы сочувствуем небольшим импортерам, так как зачастую «маркировочные» финансовые затраты оказываются для них неподъемными. Эта ситуация негативно скажется на разнообразии и ассортименте импортной продукции, представленной в РФ.

Еще один неприятный момент – практически полное отсутствие релевантной статистики. Даже если какие-то производители будут вынуждены уйти с рынка, мы вряд ли узнаем их точное число. Во многом это связано с пандемией,которая и без введения Data Matrix «уничтожила» ряд компаний.

Повысится ли себестоимость товаров?

Покупка дорогостоящего оборудования, к сожалению, не может не сказаться на цене товара. Судите сами: операция «пропикивания» одного артикула на таможенном складе в Москве, где маркируют продукцию, обходится примерно в 10 рублей! Только на внедрение новых агрегатов в сфере легкой промышленности уходит около 50 млн рублей! Поэтому вопрос «ЕСЛИ» не стоит. Стоит вопрос «КОГДА». Пока никто из производителей не хочет первым повышать стоимость – сейчас рост цен рассматривается под микроскопом. Но это лишь вопрос времени.

Существуют ли подобные схемы отслеживания в других странах?

Сама идея системы отслеживания не нова. Например, она существует в Бразилии. Там под обязательную маркировку попадают такие категории товаров, как бутилированная вода, пиво и другой алкоголь. В Китае, когда на маркировку товаров государство выделяло субсидии, подобная система также существовала. После отмены дотаций власти были вынуждены отказаться от нее от по причине ее дороговизны.

Что даёт маркировка в реальности?

Как ни прискорбно, внедрение Data Matrix не является панацеей. На рынке постоянно появляются компании-однодневки, которые сложно отследить. Что касается проверок, то проверяют рядовые обычные магазины, а «серые» точки продолжают не замечать.

Помогло ли введение Data Matrix уменьшить число нелегальной продукции? Положа руку на сердце, мы можем уверенно ответить: «НЕТ». Давайте вспомним эмбарго 2014 года. Если зайти в «Фуд Сити», мы увидим на прилавках много сыров из Италии и Франции. Еще один пример – печально известный оптовый рынок «Садовод». Количество промаркированных товаров с кривоватыми кодами составляет от силы три процента. С другой стороны, раньше там вообще было невозможно встретить неконтрафактную продукцию, так что тенденция к улучшению, хоть и минимальная, есть.

Конечно, уход от обходных полулегальных схем – правильный шаг навстречу цивилизованной торговле. У государства появился новый рычаг давления, которым оно при необходимости может пользоваться. Но пока отрицательные последствия нововведения перевешивают его достоинства.

Что дает маркировка потребителю?

Теперь каждый потребитель может проверить продукцию при помощи приложения «Честный знак». Благодаря ему можно узнать импортера, наименование продукции, производителя и т.д. Также мы можем пожаловаться там на контрафактную продукцию. Если вы отправите претензию, то Роспотребнадзор проверит информацию и, возможно, выпишет недобросовестному участнику рынка штраф. Правда, пока штрафы существуют лишь на бумаге,административные действия не предполагаются, и правовой статус еще не ясен. С другой стороны, при поступлении жалобы вся партия товаров блокируется. Для ритейлеров, которые занимаются реализацией скоропортящихся товаров, это может обернуться печально.

Вообще, сейчас приложением чаще всего пользуются не простые граждане и потребители, а компании, которые проверяют на складе, верно ли они промаркировали свою продукцию.

Чем специалисты «Транссертико» могут быть полезны вашему бизнесу?

5 причин, по которым вам нужно обратиться именно к нам:

1. Наши специалисты работают со всеми типами маркировки. Если вам нужно нанести EAC, Data Matrix или иную маркировку – мы организуем этот процесс!

2. Эксперты «Транссертико» всегда следят за тем, чтобы нанесение Data Matrix обязательно было осуществлено до подачи ТД в режиме ИМ 40. Нанесение маркировки осуществляется либо на складах за границей, либо на таможенном складе в РФ в режиме ИМ 70.

Как вы знаете, сейчас на импортере лежит обязанность не только собирать всю информацию о товарах, но и создавать макеты стикеров и передавать их поставщикам. Это крайне непростая и многосоставная задача, которую наши специалисты привыкли решать как в Азии, так и Европе. Не все поставщики готовы ради своих российских клиентов менять технологические схемы и наносить нужную маркировку в процессе производства и упаковки продукцию. Эксперты «Транссертико» предоставляют такие услуги.

3. Клиентоориентированность – наша сильная сторона. Мы всегда подстраиваемся под нужды и цели заказчика, предлагая ему наиболее оптимальный вариант решения его проблемы.

4. Для нас данная тема не является «темным лесом». Занимаясь маркировкой уже несколько лет, мы накопили колоссальный опыт, позволяющий быстро и оперативно решать даже самые сложные проблемы. Чтобы не быть голословными, приведем пример из нашей практики.

Летом 2020 года к нам обратился представитель молодой компании, которая планировала заняться импортом обуви, произведенной в КНР, из Франции.

Напомним: с 1 июля 2019 года в нашей стране была введена обязательная Data Matrix маркировка определенной группы товаров, в том числе обуви. Поэтому перед нами стояла задача не только привезти и растаможить груз, но и промаркировать его. Сначала мы забрали товар во Франции и перевезли его в Вильнюс, где расположен наш склад консолидации. Мы взвесили груз, затем проверили наличие обуви в коробках, составили упаковочный лист, промаркировали GTIN и Data Matrix и только после этого отправили товарную партию в Россию.Там мы ее растаможили и благополучно доставили клиенту.

5. Характерная особенность компании «Транссертико» – вдумчивый, аналитический подход к любому вопросу. Наши специалисты всегда консультируют своих заказчиков и помогают им разобраться с требованиями к маркировке импортируемой в Россию продукции.

Если вам нужно привезти/растаможить/промаркировать/сертифицировать товар – обращайтесь к нам! Будем рады сотрудничеству!

Контактные данные:

Электронный адресpartner@dtod.ru

Телефон – + 7 (495) 617-61-16

Также вы можете оставить заявку на сайте www.dtod.ru