Когда мы говорим об остановке немецкого наступления под Сталинградом, то чаще всего мелькает 14-й танковый корпус вермахта, который сражался в самом Сталинграде, и поэтому стал достаточно известным, для любителей истории. Однако, на наш взгляд в событиях первого, оборонительного этапа освещаются несколько с немецкоцентричной точки зрения, и мы поэтому можем легко не увидеть некоторые факты.
А факты эти связаны с в общем-то не слишком примечательным до августа 1942-го года 13-го танкового корпуса. И казалось бы, когда командующий Сталинградским фронтом приказал частям корпуса войти в подчинение 64-й армии генерала Чуйкова (который командармом до 4 августа), то три советских танковых бригады должны были стать заслонкой для частей 4-й танковой армии генерала Гота, и следующих за ним частей 6-й армии Паулюса, но нет. В бой с немецкими частями корпус вступил 4 августа, и как пишется в документах: “Реальных сил для противодействия немецкому наступлению на Сталинград, особенно вдоль железных дорог было недостаточно”.
5 августа дважды отразили атаку 255 немецких танков, которые рвались через Котельниково к Сталинграду. 6 августа бои усилились: немцы задействовали ударную группу в 70 танков, противник действовал при поддержке артиллерии и минометов. В результате этого была прорвана оборона 38 стрелковой дивизии, и частям 6-й гвардейской танковой бригады надо было организовать контратаку в место прорыва. Немцы примерно в это же время решили начать наступление с захваченного плацдарма, но в результате встречного боя в котором участвовала 6-я гв. танковая бригада и 13-я танковая бригада сорвали планы немцев провести атаку, тем не менее с позиций их не выбили. С 7 августа готовились все-таки выбить противника с занимаемых позиций. Удар нанесли лишь 9 августа, так как 8 числа его пришлось отложить из-за тотального господства противника в воздухе.
9 же августа весь корпус собрался чтобы выбить немцев из разъезда по 74 километру, вместе с ним действовала 204 стрелковая дивизия, и это сделать удалось. В последующем пехотные части закрепились на отбитых у врага позициях. К 11 августа корпус занял оборонительные позиции, однако после того немцы вновь прорвали фронт стрелковой дивизии, на этот раз 126-й, пришлось вновь уничтожать ударные части. Однако в этот раз, совместные действия 6-й гв. тбр не увенчались успехом, несмотря на поддержку 126-й сд. К этому моменту обе стороны понесли значительные потери: составе 13-го танкового корпуса оставалось не больше 20 танков, но и согласно немецким данным в составе противостоявшей корпусу 14-й танковой дивизии оставалось не более 24 танков. Тем не менее, 13 августа части 6-й гв. тбр 4 раза отбивали у немцев занятые ими позиции в районе высоты 126,6, однако пехота не могла поддержать танковые части. Только за этот день бригада потеряла 6 танков сгоревшими и 2 подбитыми.
Но атаки эти продолжились вплоть до конца дня 14 августа. Бои 13-го танкового корпуса продолжались вплоть до 24 августа, за это время они успели отразить немецкий десант направленный в тыл советским позициям, они отразили атаку 2 батальонов пехоты и 25 немецких танков. За это время, как могли 13-й танковый корпус пополняли за счет других подразделений, так части 254 танковой бригады 18 августа передали 6-й гв. тбр 8 танков и роту мотострелкового батальона. 22 августа немцы прорвали советский фронт, и зашли во фланг корпусу, однако и этот удар отбили. 24 августа в составе корпуса было 37 танков. По советским данным уничтожили 154 танка противника, потеряв при этом 122 танка. Однако самое главное сделали: ударные части задержали на две с половиной недели.