UTM-метка — это специальный параметр URL, который позволяет отследить источник перехода по ссылке в статистике. Передать в систему аналитики параметры перехода.
Для чего нужны UTM-метки?
Если нужно разделить переходы внутри одного рекламного канала. Например переходы с разных рекламных баннеров или с различных писем почтовой рассылки.
Если этого не сделать, то в аналитике мы увидим усредненные данные по всему каналу, без детализации.
Например, как узнать сколько переходов из 407 было с site1.ru, а сколько с site2.ru?
Еще метки используют, если требуется передать данные о переходах из Google Ads в Яндекс.Метрику. И наоборот данные о переходах из Яндекс.Директа в Google Analytics.
Для передачи данных из Яндекс.Директа в Яндекс.Метрику и из Google Ads в Google Analytics UTM-метки не используют. Системы имеют свои собственные метки yclid и gclid. Они позволяют передавать более подробную статистику и затраты. Главное не забыть настроить разметку в рекламном кабинете.
Особенно важно передавать данные из рекламных кабинетов со сложной структурой. Если у вас настроены объявления на разные страницы, со множеством разных текстов и ключевых слов.
Для каждого клика можно будет передать все параметры: какое объявление увидел пользователь, по какому запросу, на каком месте висело объявление.
Для чего еще используется utm-метка:
- передача расширенных данных о клике из Facebook Ads;
- передача расширенных данных о клике из Instagram Ads;
- передача расширенных данных о клике из VK Ads;
- передача данных о клике из e-mail-рассылки;
- передача данных о клике из смс-рассылки;
- передача данных о клике с рекламного баннера или статьи на стороннем сайте;
- все другие источники, где можно задать ссылку и клики с которых нужно разметить в статистике.
Для поиска использовать метки, конечно, не получится. Поисковые системы самостоятельно определяют релевантный URL.
Пример UTM-метки
Все, что находится после знака “?” является UTM-меткой:
http://site.com/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=kampaniya_noch&utm_content=dostavka_pizza&utm_term=pizza_nedorogo
Разные параметры метки связываются с помощью знака “&”. Значение параметра задается с помощью знака “=”.
Таким образом если разложить метку мы получим:
- параметры выделены красным ;
- значения параметров выделены синим .
?utm_source =yandex &utm_medium =cpc &utm_campaign =kampaniya_noch &utm_content =dostavka_pizza &utm_term =pizza_nedorogo
Это метка для рекламы в Яндекс.Директе. Разберем параметры метки из примера.
- utm_source — источник, в нашем случае источник utm_source=yandex — Яндекс.
- utm_medium — тип трафика, у нас метка для рекламы в Яндекс.Директе, поэтому utm_medium=cpc, то есть платный трафик с оплатой за клик.
- utm_campaign — название рекламной кампании, в примере utm_campaign=kampaniya_noch — мы задали фиксированное значение названия кампании: “кампания ночь”.
- utm_content — задает название объявления, utm_content=dostavka_pizza — мы задали название объявления “Доставка пиццы”.
- utm_term — задает название ключевого слова, по которому был переход, мы также жестко определили его utm_term=pizza_nedorogo как “пицца недорого”.
Состав параметров и их значения в вашей метке могут отличаться (в том числе и для Яндекс.Директа).
Обязательные параметры
В каждой UTM-метке обязательно должны быть 3 параметра:
- utm_source,
- utm_medium,
- utm_campaign
Остальные параметры используются по желанию.
Если 3 параметра метки кажутся вам избыточными и нужно отследить всего лишь переходы по одному простому каналу, может стоит выбрать метку from?
Статические и динамические параметры UTM-меток
Все параметры в примере мы задали жестко. Эти параметры статические, они не изменятся, даже если по ошибке мы поставим эту метку на объявление “Доставка суши”. В таком случае статистика будет содержать ошибку.
Чтобы значения параметров отображали реальные данные, и нам не нужно было перепроверять UTM-метки, используются динамические параметры
Динамические параметры
Раздел динамические параметры доступен в колной версии статьи на блоге: https://seofy.ru/context/chto-takoe-utm-metki/
т.к. содержит неуникальную информацию, что нарушает политику Яндекс.Дзена. :(
Где найти UTM-метки в Яндекс.Метрике
В Метрике найти данные по UTM-меткам можно в Стандартные отчеты -> Источники -> Метки UTM.
Отчет по разным меткам может выглядеть так:
Здесь же можно увидеть и ошибки: например, когда в качестве UTM source задали rassylka190320.
Где найти UTM-метки в Google Analytics
Чтобы найти данные по UTM-меткам в Google Analytics, зайдите в раздел Источники трафика -> Кампании -> Все кампании.
Пример отчета по меткам в Google Analytics.
Здесь видно тестовые клики, поэтому динамически параметр не был заменен реальным значением.
Как добавить UTM-метку
Нет ничего проще: просто допишите к адресу сайта сформированную ссылку.
- адрес сайта: site.ru/stranica/
- utm-метка: ?source={source}&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}
- адрес сайта с добавленной меткой: site.ru/stranica/?source={source}&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}
Если страница содержит “#”, например: site.ru # stranica (без пробелов), то добавлять метку нужно перед знаком “#”.
адрес сайта с добавленной меткой будет таким: site.ru/?utm_source={source}&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id} # stranica (без пробелов)
Полученную ссылку нужно поставить вместо обычной ссылки в объявление, e-mail рассылку или баннер.
Не забудьте проверить ссылку с UTM-меткой!
Иногда бывает, что сайт некорректно обрабатывает адрес страницы с меткой. Чтобы не направлять платный трафик на 404 страницу, проверьте ссылку. Просто вставьте URL сайта с меткой в адресную строку браузера и перейдите на сайт.
Не лишним будет проверить, как сервисы аналитики разобрали вашу метку.
Как сократить ссылки с UTM-меткой?
Конечно, такие ссылки получаются очень большими и не везде это выглядит хорошо. В смс-рассылках, например, нельзя отдать столько символов на ссылку.
Тут на помощь приходят сервисы сокращения ссылок, вроде clck.ru . Правда, название вашего домена также будет заменено.
Не забудьте закрыть от индексации UTM-метки
Чтобы не плодить дубли страниц, не забудьте закрыть страницы с utm-метками от индексации.
Сделать это можно в файле robots.txt с помощью строки:
Disallow: /*?utm*
Когда стоит использовать UTM-метки?
Когда используется много разных рекламных каналов, использование utm-метки обосновано и даже необходимо. Когда речь идет об отслеживании одного простого канала, возможно стоит рассмотреть более простую метку from.