Найти тему
ItodorTV

Кто придёт на выставку в этом году?

Долгие годы период окончания зимы и начала календарной весны всегда был тесно связан с проведением тематических выставок. «Охота и рыболовство» и «Бот Шоу» в первую очередь! Своего рода «эволюция» моего отношения к подобным тематическим выставкам развивалась весьма занятно. В начале нулевых я узнавал о датах проведения из периодических изданий. Главным образом журналов, где учредители выставок размещали рекламные блоки с приглашением посетить мероприятие. Тогда же я и сам был постоянным посетителем. А однажды по приглашению руководителя одной из Петербургских рыболовно-туристических компаний провёл пару дней на стенде в качестве участника. (правда было это в далёком 2003 году).

Позже напоминание о выставке я получал от непосредственных участников. Компании размещали посты на сайте или соц.сетях, приглашая посетить свой стенд. Сам же я всё реже посещал эти «эвенты».
В последний раз рыболовную выставку я посетил в 2014 году. Едва вернувшись с лососёвой рыбалки в Швеции и съёмок программы «Большой троллинг». Несмотря на несколько приятных встреч, в целом оставшись совсем не в восторге от происходящего и с тех пор лишь однажды заходил на территорию ВВЦ, да и то для короткой встречи, проведя не больше 15 минут.

Возможность "поручкаться" с интересными участниками - важная составляющая мотивации для многих. Но всё же не основная. На фото я с Mika Kärkkäinen (один из самых известных рыболовных гидов Финляндии)
Возможность "поручкаться" с интересными участниками - важная составляющая мотивации для многих. Но всё же не основная. На фото я с Mika Kärkkäinen (один из самых известных рыболовных гидов Финляндии)

Примечательно, что с того момента журналы уже фактически прекратили своё существование. Компании-участники же перестали анонсировать своё участие массово. И всё чаще информация о событии проходила в режиме «пост-фактум». Этот же период ознаменовался появлением большого числа «обзорщиков». Выпускавших длинные видео, снятые экшн-камерой о своих блужданиях по рядам экспонентов.
И вот этот 2021 год ознаменовался совершенно новым явлением. Компании, без которых сложно представить тематический мир в нашей стране, заявляют о том, что в этом году принимать участие НЕ будут! Что же стало причиной, сохраняет ли подобный формат актуальность сегодня и каковы реальные перспективы этого некогда мегапопулярного мероприятия!?

-3
Важно. В тексте я не делаю особых разделений между Бот Шоу и рыболовной выставкой, хотя это в значительной степени и разные мероприятия, механизмы действиют очень похоже.

Чем был обусловлен интерес к выставкам на заре их бурного развития. В период 2000-2005 годов!? Всё просто. В отсутствии современных средств коммуникации для участников это была реальная возможность получить новых партнёров и масштабировать свой бизнес. Оптовики находили дилеров. Небольшие магазинчики искали новых поставщиков. Все вместе имели возможность заявить о себе. Хотя роль посетителей, обычных граждан представляется мне не столь значительной тогда.
К 2010 году рынок уже в значительной степени сформировался, а сами коммуникации стали уходить в онлайн. При этом важно отметить, что любая тематическая выставка всегда преследует две важные цели. О коммуникациях и развитие бизнес-контактов я уже сказал. Вторая – демонстрация новинок, технологий и тд. Второе нужно не только для посетителей, но и реальных или потенциальных партнёров. Проще говоря, это своего рода рубеж, подведение итогов и анонс на год наступающий. Когда компании демонстрируют, что смогли создать за «отчётный период». Это в идеале! Но в нашей стране и особенно в отношении рыболовной выставки всё начало сваливаться в сторону «базара». Компании все уже +- знали друг друга. А кто не знал, но хотел узнать, мог сделать это и в режиме онлайн.

Одна из главных целей выставки - показ новинок. Новых моделей, технологий и разработок.
Одна из главных целей выставки - показ новинок. Новых моделей, технологий и разработок.

Меж тем расходы на проведение (особенно для небольших компаний) становились всё более существенны и каждый участник в числе приоритетных задач ставил перед собой цель «отбить расходы». Как следствие многим становилось не до «красочных презентаций». Торговля шла полным ходом. Тем более и посетители отвечали взаимностью, тратя ощутимые для многих средства на посещение (особенно те, кто приходил семьями) единственным ощутимым оправданием этих трат было купить чего-то. Причём, это вовсе не означало, что покупки совершались по выгодным ценам.
По мере снижения покупательской способности, увеличение стоимости входа для посетителей и затрат на стенд для участников, фактически полной утраты какой-то внятной повестки самого события, интерес быстро угасал. Возможность посмотреть стенды на Ютюбчике и чаще всего вывод, что тратить пол дня жизни в общем-то ни к чему – лишь стимулировали снижение интереса.
Что характерно, на фоне всего этого устроители выставок ни делали примерно ничего, чтобы как-то простимулировать обе категории участников – тех, кто выставляет продукцию и тех, кто приходит эту продукцию оценить. Всё плыло по течению.
Сейчас, когда компании уже открыто заявляют об отказе принимать участие, кто-то связывает это с «тяжёлым ковидным годом» и в целом сложной экономической ситуацией. Что, безусловно, имеет место и важно. Но лишь в той части, что компании просто вынуждены лучше считать деньги и попросту не видят смысла в них. И тут я их прекрасно понимаю. В конце концов, имея достойный шоу-рум в одном из мегаполисов всегда можно провести красочную презентацию «для своих фолловеров». Или вовсе сделать это в режиме онлайн! Правда вот на практике и это пока не происходит. Во всяком случае массово.

Некоторые компании отказались от участия в выставках ещё до "наступления пандемии", сочтя это нецелесообразным.
Некоторые компании отказались от участия в выставках ещё до "наступления пандемии", сочтя это нецелесообразным.

Какой же должна быть выставка и что пошло не так?
Главную ошибку допустили учредители. Создав такие условия, при которых участники вынуждены стремиться оправдать расходы. А посетители попросту не видят особого интереса. И здесь не стоит сильно опираться на несколько десятков или может даже сотен восторженных постов, словно под копирку: ах как рад был всех видеть, как круто! И непременный поток «селфи» с «узнаваемыми лицами». Для бизнеса от этих фото нет реального профита!
Я считаю, что отсутствие внятной повестки – одна из главных причин. Выставка всё же должна привлекать посетителей тем, что представлено на стендах. Это может быть и товар, и информация, и какие-то знаковые персоны (кстати, подобные события имели место, но и они не освещались должным образом). Кроме того, в западных странах очень популярно приоручивать к дням проведения выставки смежные мероприятия. Напрямую или опосредованно связанные непосредственно с выставкой. Так в Финляндии выбирают "лучших рыболовов года" (что важно критерии отбора не имеют ничего общего с тем, сколько рыбы поймал претендент на звание, если интересно - напишите в комментарии и я расскажу подробнее). А в Швеции проходит показ финала Fly vs Jerk и награждение победителя.

Важные для комьюнити события приуроченные к выставке тоже привлекают внимание.
Важные для комьюнити события приуроченные к выставке тоже привлекают внимание.

На плечах устроителей я считаю должно быть и должное освещение события. Как его анонсов, так и итогов. Компании участники в свою очередь должны быть заинтересованы делать акцент на ключевые задачи: продвижение, а не продажа товара. Доступными инструментами. При этом само участие должно таргетироваться не только «купленными метрами». Поскольку среди всех участников есть, как те, кто получает выгоду от участия, так и те, кто своим участием выгоден самой выставке. Последних, разумеется, нужно всячески поощрять! Как мне кажется поощрять стоит и небольшие, кастомные компании и отдельных мастеров. Кто готов поделиться своим опытом и показать продукцию. Минимизируя, а скорее и вовсе исключая для них плату за участие. Но при условии, например, запрета продавать свою продукцию!

Я считаю, что участие совсем небольших компаний и особенно частных мастеров должно быть максимально доступным, а возможно и вовсе бесплатным для такой категории участников.
Я считаю, что участие совсем небольших компаний и особенно частных мастеров должно быть максимально доступным, а возможно и вовсе бесплатным для такой категории участников.

Что касается посетителей, то здесь важно не только количество, но и качество. В целом это всегда регулируется условиями посещения и самим событием. К примеру, если речь о выставке дорогих яхт и катеров, разумеется, бесплатный вход на такое мероприятие приведёт к тому, что в залы ломануться бесконечно далёкие от возможной покупки и совершенно бесполезные для участников люди. Тогда, как реальная целевая аудитория может и вовсе отказаться толкаться в окружении праздно слоняющихся.
Другое дело товары более массового потребления в рамках рыболовной выставки. Запрет на торговлю с одной стороны и более доступный вход за символическую плату или вовсе без оной могли бы обеспечить более массовое посещение. Но исключить атмосферу базара, заглушающего любые попытки провести презентацию товара. Как один из возможных вариантов, разделение на разные зоны, одна из которых допускала бы возможность прямой продажи.
Увы! Но всё это лишь фантазии об идеальной модели. Поскольку устроители выставки всеми силами пытались выжать максимум с мероприятия. Как из бюджета участников, так и кошелька посетителей. Результатом чего и стало угасание интереса со стороны обоих.
Впрочем, и многим участникам сложно отделаться от мысли, что они не будут иметь возможность реализовать свою продукцию. Как это, не продавать!? Увы, но такие вопросы находятся на ином ментальном уровне, до которого (я надеюсь) ещё предстоит дорасти.

Сегодня часто звучит фраза: выставки полностью изжили и дискредитировали себя и само явление должно уйти в прошлое. Я готов подписаться под этой фразой, но лишь с добавлением: в нынешнем виде! Я убеждён в том, что сам формат, явление оффлайн мероприятий подобного толка вовсе не утратит свою актуальность и в будущем. Всё же и рыбалка, и сфера катеров и лодок – в значительной степени основаны на общении и тактильном восприятии. Никакие виртуальные площадки, обзоры и интернет-магазины не заменят этого. Но, чтобы вернуть интерес к данной сфере должны случиться очень серьёзные изменения.

Важно! Всё написанное здесь является исключительно личным мнением автора, основанное на многолетнем контакте с десятками, а может и сотнями представителей участников.

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото из архивов автора (c)
Следите за новостями в Instagram @ItodorTV