Вчера исполнилось 160 лет подписанию документа, с которого в России началась крестьянская реформа. В результате было отменено крепостное право. Это - повод порассуждать о формах зависимости в Древней Руси.
РАБЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ БЫЛИ. НО НА ЭКСПОРТ
Во-первых, древние документы различают несколько видов зависимых людей. Это холопы и закупы, смерды и собственно "робы".
Смердами назывались крестьяне, изначально вольные; в зависимость они попадали по мере того, как крестьяне в русском праве привязывались к земле.
Холопы и закупы - это люди, попавшие в зависимость после того, как заняли у феодала денег (кабалу).
В рабство попадали чаще всего пленники в процессе княжеских набегов на окрестные племена или соседские земли.
Интересно, но рабы чаще всего упоминаются не во внутренних русских документах, а в документах, связанных с международной торговлей или вовсе греческих. В XI-XII веках рабы (челядь), наряду с пенькой и мехами, составляли одну из статей русского экспорта. В Константинополе был даже известный рынок, где можно было купить "русина".
А вот с холопами всё было сложнее.
ЦЕННА ЛИ СВОБОДА
Сегодня в XXI веке мы рассуждаем о холопстве и рабстве, исходя из несомненной ценности свободы. Сама мысль о том, что один человек может владеть другим, кажется нам дикой. Похоже, нашим далёким предкам столь же дикой казалась мысль о свободе. Ведь если ты ничей, то и кормить, и защищать себя будешь только сам, что средние века непросто.
Холопство в Древней Руси могло быть наследственным - если дети рождались у родителей, не выплативших кабалу. (Хотя дети, родившиеся до похолопливания, считались, по Уложению 1649 года свободными). Иногда в неурожайные годы холопство становилось способом выжить. Закупаясь к господину служить даже за еду, холопы были уверены, что эту еду они получат; всё остальное было менее важно.
Вообще, похоже, продажа себя в холопы была в те времена стандартной процедурой обмена еды на услуги. Ведь посыльный или дворовая девка - не крестьянин и не ремесленник, никакого готового продукта, пригодного к употреблению или продаже, они не производят, другого способа обменять свои услуги на еду у них просто не было.
Нам сейчас дико, но в XVII веке в холопы просились.
"Соборное уложение свидетельствует":
"А будет к кому придут какие люди и учнут бити челом в
холопство, а скажутся, что они волные люди, и тем людем, к кому
они придут, роспрашивати их, какие они волные люди, и где они
родилися, и за кем они напередь того жили, и не служилых ли отцов
дети, и в государеве службе и в тягле они не бывали ли, и не
беглые ли чьи люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие
люди в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в
государеве службе и в тягле нигде и в холопех и во крестьянех и в
бобылях ни у кого не бывали, и тем людем, к кому такие люди учнут
в холопство бити челом, по тому же приводити их в Холопей приказ,
а в Холопье приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в
Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они скажутся
тем людем, которые их в Холопей приказ приведут, и те их речи
записав, велеть на них давати служилые кабалы. И которые грамоте
умеют, и тем велеть к тем служилым кабалам и к книгам руки
прикладывати".
(Тягловые крестьяне здесь - это государственные крестьяне, обязанные обрабатывать государственный надел).
Удивительно, но до XVII века в холопы просились даже "дети боярские" - сословие в Северной Руси, видимо, произошедшее из боярских потомком, похожее на дворян. Служить они могли, предоставляя воинские услуги, то есть, как дворяне же.
Кстати, если у феодала не было наследников, своих холопов он мог после смерти отпустить (соответствующее распоряжение выполняли душеприказчики, бывшему холопу выдавали документ, что его кабала аннулирована.
Если наследники у хозяина были, они наследовали и холопов - поскольку наследовали деловые обязательства отца, а значит, и кабальные договоры.Таким образом, холопы составляли постепенно складывающуюся дворню.
ПЁТР I
И всё же основной "вклад" в крепостничество внесла не долгая история холопства, а...Пётр I.
На протяжении XVI-XVII веков крестьянам постепенно запрещали сходить с той земли, которую они обрабатывали (иначе добиться равномерности обработки земель в зонах рискованного земледелия было просто нереально). Но при всех имевшихся ограничениях даже прикреплённые к земле крестьяне были лично свободны, могли владеть имуществом, передавать его по наследству.
В 1690-м году государь издал указ, которым разрешал куплю-продажу поместных крестьян. Позже появились рекрутские наборы (предоставление процента крестьян на военную службу) и разрешение покупать крестьян к фабрикам.
Попутно, именно в Петровское время крестьяне лишились возможности без письменного разрешения помещика отъезжать от своей земли дальше тридцати вёрст.
Вот такой прогрессивный государь, ага.