Канадские хард-роковые коллективы всегда оставались чуть в тени их американских или английских коллег, хотя в этой стране появилось немало отличных команд ничуть им не уступающих. Вспомним же некоторые группы страны кленового листа и их лучшие альбомы в 70-е.
10-е место
Prism - See Forever Eyes (1978)
"Prism" были может и не самой оригинальной командой, но определенно имевшей свои достоинства. Они выделялись за счет мелодичности, а также ярким и сочным синтезаторным звучанием, отсылающим к творчеству других канадцев - группы "Saga". Только на ранних альбомах "Prism" звучали куда более жестче. "See Forever Eyes", пожалуй, последняя пластинка, которую ещё можно отнести к хард-року. Дальше группа окончательно уйдет в сторону AORа, однако смена стиля принесет им краткосрочный успех. Сингл "Don't Let Him Know" с альбома "Small Change" 1981-го года займет первую строчку в чартах Биллборда.
9-е место
Rush - Fly By Night (1975)
"Rush" прославились, прежде всего, как прог-рок коллектив, но начинали они с харда, взяв за образец "Led Zeppelin" времен "двойки"."Fly By Night" вышел через год после дебютного альбома и слушался уже куда интереснее: мелодии явно стали лучше (чего только стоит красивейшая "Rivendell"), а аранжировки разнообразнее. Многочастотная восьмиминутная "By Tor And Snow Dog" стала их ориентиром для дальнейшего творчества. Стоит также отметить, что на "Fly By Night" за барабанную установку сел Нил Перт и с ним группа зазвучала как единый организм.
8-е место
Steppenwolf - Hour Of The Wolf (1975)
Формально, "Steppenwolf" не совсем канадская группа. Канадцами по национальности были её основатели, но базировалась она в США. Тем не менее, "Steppenwolf" оставили весьма яркий след в истории рок-музыки. Не буду строгим пуристом в отношении территориальной принадлежности и включу группу в свой список. Звездный час "Steppenwolf" пришелся на конец 60-х, когда они стали одной из икон хиппи-движения, благодаря песне "Born To Be Wild" из фильма "Беспечный ездок". К середине 70-х их слава поумеркла. Эпоха хиппи прошла, а в новую моду группа вписывалась с трудом, хотя продолжала функционировать. На мой взгляд, "Hour Of The Wolf" стал лучшим альбомом "Steppenwolf" выпущенным в 70-е. Очень ровная работа, чем-то даже напоминающая "Deep Purple", по крайней мере, в звучании Хаммонда на этой пластинке сходство точно есть.
7-е место
The Guess Who - American Woman (1970)
Своей титульной композицией "Guess Who" внесли большой вклад в формирование хард-рока. Как пела Грейс Слик в 85-м: "We Build This City Of Rock'N'Roll". Эта фраза вполне относится и к "Guess Who". Тот самый громогласный гитарный рифф из композиции "American Woman" произвел ошеломляющее впечатление на публику и наравне с "Missisipi Queen" от "Mountain" провозгласил новую эпоху рок-музыки на североамериканском континенте. А что с остальными песнями на альбоме? Они были вполне неплохи, но ещё несли на себе печать психоделичных 60-х и столь ошеломительного впечатления не производили. Стремительно вспыхнув на небосклоне в 1970-м, звезда "Guess Who" столь же быстро погаснет. Вскоре после успеха "American Woman" группу покинет гитарист Рэнди Бахман. Без его яркой гитарной игры "Guess Who" так и останутся просто хорошей рок-командой в ряду остальных. О Рэнди Бахмане и его группе вспомним чуть позднее.
6-е место
April Wine - Stand Back (1975)
Пожалуй, мои главные любимцы среди канадских рок-банд. "April Wine" - группа редкого таланта. Уже от самого названия команды веет некой романтикой. На протяжении всей карьеры они эволюционировали от альбома к альбому, с легкостью меняя звучание. Начав с психоделии и заигрываний с прогрессивом, группа постепенно пришла к хард-року а затем выпустив пару практически метальных альбомов стремительно нырнула в AOR. Потом последовал распад, возвращение в 93-м с отличным альбомом в духе 70-х и ещё пара-тройка крепких релизов. Главной творческой силой коллектива был вокалист и гитарист Майлз Гудвин, умевший сочинять как сентиментальные баллады в духе "The Platters", так и куда более тяжелые по звуку композиции. "Stand Back" стал одним из лучших альбомов их хард-роковой эры и обеспечивший "April Wine" взлет популярности на своей родине.
5-е место
Triumph - - In The Beginning (1976)
Группе с таким амбициозным названием, просто написано стать знаменитой. Сразу же добившись признания в родной Канаде, США и Европу команда покорила в начале 80-х, с выходом альбомов "Progressions Of Power" и "Allied Forces". "Triumph" были пауэр-трио, новой инкарнацией Cream, с поправкой на 70-е. На первом же альбоме группа максимально громко заявила о себе: слаженная работа ритм-секции, четко и бесперебойно работающая словно двигатель грузовика, прекрасные гитарные соло Рика Эметта и практически метальное звучание, особенно хорошо слышное на композиции "Street Fighter". Дебют явно удался, но он только стал разогревом перед дальнейшими свершениями.
4-е место
Mahogany Rush - Strange Universe (1975)
Про "Strange Universe" я уже писал в теме топ-20 любимых альбомов 1975-го. Но не грех и повториться - это альбом на стыке хард и блюз рока, с прокуренной психоделичной атмосферой и гитарной игрой Фрэнка Марино в стиле Джимми Хендрикса. Обложка отдельное произведение искусства.
3-е место
Bachman-Turner Overdrive - Not Fragile (1974)
Новый коллектив бывшего гитариста "Guess Who" Рэнди Бахмана. С первой же пластинки группе сопутствовал успех, а третий альбом, "Not Fragile", стал самым успешным, самым тяжелым, самым хитовым альбомом группы. В общем, самым-самым. Единственным у "BTO", завоевавшим первое место в чартах США. Стальной лязг гитар здорово резонирует с мощным вокалом Тернера и Бахмана создавая их фирменный звук. Проходных треков здесь попросту нет: я особенно люблю "Rock is My Life and This Is My Song", "Second Hand" (какой там рифф!) и "Givin It All Away". Стоит также упомянуть и "You Ain't Seen Nothing Yet", ставшей одной из визитных карточек группы.
2-е место
Triumph - Rock & Roll Machine (1977)
Второй альбом "Triumph" получился ещё лучше первого. Группа уже не ставила себе задачу сыграть громко и забойно: Аранжировки стали более интересными и развернутыми, а тексты осмысленнее. Девятиминутная "The City", похоже, была написана не без влияния "Rush". Увлекшись более крупными формами, группа все же не растеряла рок-драйв: от титульной композиции ноги сами начинают идти в пляс.
1-е место
April Wine - Electric Jewels (1973)
Прекрасный альбом, показывающий насколько "April Wine" были нестандартной и не вписывающейся ни в какие рамки командой. Полноценный хард-рок группа заиграет только на следующем релизе 75-го года, а на "Electric Jewels" ещё сильно влияние прогрессива. Получился уникальный по своему звучанию альбом, напоминающий разве что ранний "Uriah Heep", а мелодии с него блистают красотой и изящностью.