А давайте поговорим о методике преподавания дикции))).
Что значит правильный подход?
Буду писать, как настоящий педагог по технике речи).
Итак.
Известно, что произнесение каждого главного и согласного звука связано с определённой позицией речевого аппарата.
Важна, как внутренняя, так и внешняя артикуляция.
Каждая часть артикуляционного аппарата при разминке должна работать отдельно.
Важно поэтапное внедрение дикции в жизнь..
Что надо знать педагогу и важно доносить до студентов.
Начинать Занятия по дикции МЕДЛЕННО.
НИКАКИХ СКОРОГОВОРОК!!!
Начинать работу с согласными звуками, удобно обьединить их в блоки( свистящие, шипящие, губные), но начать лучше с губных.
Почему?
Они отвечают за общую внятность речи.
Методика внедрения дикции в жизнь( разберём на звуках п,б)
- Свобода мышц артикуляционного аппарата. Проверка общей свободы тела для легкого говорения.
- Артикуляция. И можно выделить упражнения на губы, если у студента вялые губы. В группе делается общая разминка.
- Работа с каждым согласным: «про себя», медленно, с пониманием того, как устроен звук. Проговариваем «п,б» с зеркалом. Следим за движением губ.
- Работа со слогами: пи-пэ-па-по-пу-пы и так же с «б».
- Работа с пучками согласных, например «птки-..... Отрабатываем звуки «п,б» с другими согласными.
- Слова, где есть звуки «п,б» в начале, середине и конце слова
Парус-крапива-сироп.
Барсук-проблема-( в конце слова звук «б»ослушается.
- Фразы. Это может быть поговорка, пословица. Например: Весна красна цветами, а осень - снопами. Проговаривать снова медленно, контролируя «больной» звук «п».
- Скороговорки. Уделять обязательное внимание «чистоговорению». Зачем нужны скороговорки? Внимание!!! Не для развития четкости речи, как многие думают, а для АВТОМАТИЗАЦИИ «больного» звука. Поэтому говорим: «попытка-не пытка», «бобр добр для своих бобрят».
- И заключительный этап. Внедрение нового звучания звука в бытовую и сценическую речь!
Говорить правильно несколько раз по 15 минут в день. Следить за произношением больных звуков и внятности речи в целом).
Вот так работает профессиональный педагог по технике речи, а не просто делает артикуляционную гимнастику и вычитывает скороговорки)).
Именно важна глубокая проработка дикции, тогда она будет идеальной).
И да, помните, что словесное действие активизирует работу речевого аппарата:).
На конференции. Показ работы с пробкой для формирования дикции.