Найти тему
Рыжий Библиотекарь

Средиземье ролевое и настольное

Оглавление

Считается, что поклонники мира Дж. Р. Р. Толкина делятся на тех, кто читал и смотрел (книги Профессора и фильмы Питера Джексона), и тех, кто только смотрел. Однако есть и такие, кто ещё и играл.

Существуют различные виды игр по Средиземью. Ещё в конце прошлого века в среде толкинистов у нас в стране стали популярны полевые ролевые игры. У любителей компьютерных развлечений также имеются десятки возможностей окунуться в мир «Властелина Колец» и «Хоббита». Однако здесь речь пойдёт о настольных играх по вселенной Толкина, и даже не просто о настольных (есть ведь и такие), но о настольных ролевых.

Средиземье в Железной Короне

Первая ролевая система по любимым многими книгам была разработана в 1984 году компанией Iron Crown Enterprises и называлась Middle-earth Role Playing («Ролевая игра по Средиземью»), сокращённо MERP. За основу была взята механика Rolemaster, основанная на бросках кубиков d100. За 15 лет существования игра претерпела две редакции, было выпущено более 100 книг. В большинстве из них события разворачивались в 1640 году Третьей Эпохи Средиземья, то есть более чем за 1300 лет до начала «Властелина Колец». На севере ещё существует Арнор, а в Гондоре ещё правят короли. Хоббиты только-только поселились в Шире. В Мории не пробудился балрог, а в Мордоре царит запустение, но Король-Чародей Ангмара ведёт натиск на государства людей, Некромант собрал в Дол-Гулдуре толпы орков и троллей, и лишь несколько лет назад чёрный недуг собрал свою страшную жатву.

Помимо подробных книг по игромеханике, система содержала детальное описание сеттинга, включая не только все уголки привычного запада Средиземья, но также юг, восток и даже север (вообще не упоминавшийся у Толкина). Пытливые читатели могли в деталях узнать устройство и численность армий всех народов и рас, изучить планы не только Минас-Тирита или Изенгарда, но, например, и замка Дуртанг и поселений дунландцев, прогуляться по улицам Минас-Итиля, ещё не превращённого в Минас-Моргул, взобраться на вершину Амон-Сул…

Однако то, что с одной стороны казалось достоинством, при ином взгляде превращалось в недостаток. Обилие материалов перевешивало всё то, что когда-либо написал сам Толкин, и до неузнаваемости изменяло облик Средиземья. Магия была доступна для любого персонажа в виде заклинаний или волшебных вещиц, хотя в мире Профессора она является редкой и тонкой материей, доступной немногим избранным. Кое-кого отпугивала сложная механика и обилие олдскульных таблиц. Так, проверка атаки включала бросок процентных кубиков, к результату которого добавлялись значения навыка и соответствующих атрибутов атакующего, а значение уклонения защищающегося вычиталось. Результат необходимо было сравнить с типом брони и проверить по таблице, являлся он успехом или неудачей.

В 1999 году компания Tolkien Enterprises (владелец прав на литературные произведения «Властелин Колец» и «Хоббит») отозвала лицензию на игру, а в следующем году Iron Crown Enterprises стала банкротом.

-2

Знакомые всё лица

В 2002 году американская фирма Decipher порадовала не только читателей, но уже и зрителей вышедшего на большой экран первого фильма кинотрилогии новой настольной ролевой игрой — The Lord of the Rings Roleplaying Game. Особенностью издания было использование кадров из экранизации «Властелин Колец», рассчитанное на расширение целевой аудитории, ведь именно с выходом киноэпопеи Джексона во всём мире наблюдался небывалый всплеск интереса к творчеству Толкина.

События в игре разворачиваются в промежуток времени между «Хоббитом» и «Властелином Колец», но она может быть приспособлена и для других эпох. В основе лежит игровая система CODA, базирующаяся на бросках двух кубов d6. В остальном игра оказалась очень похожа на Dungeons & Dragons третьей редакции: шесть характеристик, четыре реакции, аналогичные спасброскам (стойкость, скорость, воля и мудрость), добродетели и пороки. Одной из главных претензий к правилам было отсутствие пошаговой схемы создания персонажа, которую фанатам пришлось разрабатывать собственными силами.

В этой версии Средиземья также присутствует магия, которая подразделяется на светлое волшебство и тёмное колдовство (за изучение последнего персонаж получает очки порчи, разъедающей его душу). Хотя в правилах подчёркивается, что магия в Средиземье разлита повсеместно и может иметь различные проявления в природе, языке животных, клятвах и проклятиях, в то же время у заклинаний типичные для настольно-ролевых игр жанра высокого фэнтези атрибуты: время подготовки, диапазон, продолжительность, компоненты, магические специализации и т. д.

За книгой правил последовал бестиарий с дополнением по волшебству, описания Изенгарда, Мории и Хельмовой Пади, а также две книги сценариев, которые позволяли воспроизвести на игровом столе события «Братства Кольца» и «Двух твердынь» и включали описание их героев и антагонистов, предметов, оружия и локаций. Увы, до «Возвращения короля» дело так и не дошло, хотя планы были. Последний продукт серии был издан в 2005 году, а в 2007 году лицензионные права Decipher на «Властелина Колец» истекли.

-3

Единое Кольцо

В 2010 году права на создание игр по «Властелину Колец» и «Хоббиту» были переданы двум британским компаниям: Cubicle 7 и Sophisticated Games , вместе разработавшим и издавшим в следующем году новую игру — The One Ring (сокращённо TOR). Она была восторженно встречена как фанатами Средиземья, так и любителями НРИ. Создатели придумали особую игровую механику, которая должна была отразить дух и атмосферу любимого многими мира.

Действие первых приключений происходит на северо-востоке, в Диких землях, через пять лет после Битвы Пяти Армий. Несмотря на то что дракон Смауг повержен, а гоблины побеждены и рассеяны, отстроен Эсгарот, возрождаются Дейл и Королевство-под-Горой, на Средиземье вновь постепенно падает Тень. В Лихолесье и Мглистых горах затаились злобные твари, вскоре в Дол-Гулдур вернутся назгулы, а Саурон открыто заявит о себе в Мордоре.

Игроки выбирают для своих персонажей одну из культур людей (беорнинги, бардинги, лесовики), эльфов, гномов или хоббитов, а также призвание, соответствующее традиционному классу. Каждый персонаж имеет три главных атрибута (тело, сердце, ум) и 18 умений. Помимо этого, в игре присутствует параметры «надежда» и «Тень». В пул броска входит один кубик d12 и до шести кубиков d6 (их количество зависит от значения используемого умения). На большом кубике имеется два особых значка: руна Гэндальфа, символизирующая полный успех, и руна Ока, означающая «0». Чтобы улучшить результат своей проверки, игрок может потратить один пункт надежды и добавить значение атрибута, соответствующего выбранному умению. Однако если значение надежды опустится ниже значения Тени, то персонаж станет несчастным. Получая руну Ока при броске кубиков в таком состоянии, он впадает в безумие, подобно Боромиру на Амон-Хен, а со временем начинает деградировать. Четвёртый случай безумия будет означать конец карьеры героя: Тень полностью овладела его душой, и сопротивляться ей уже нет сил. Эльфы в таком состоянии уходят за Море, а смертных ждёт менее завидная судьба — забвение и неминуемая гибель.

В «Едином Кольце» имеются особые правила для боя, путешествий, играющих столь важную роль в книгах Профессора, и влияния Тени на персонажей. Каждое приключение заканчивается фазой братства, во время которой происходит развитие персонажей. При желании они могут разойтись по родным городам и сёлам, чтобы через несколько месяцев или лет собраться вновь и отправиться в очередной раз в дальний путь по просторам Средиземья.

-4

Особую прелесть игре придают замечательные иллюстрации, которые прекрасно передают атмосферу книг Толкина и оказывают не меньшее влияние на погружение в игровой процесс, чем механики. Причём они не являются ни иллюстрациями к книгам, ни кадрами из фильмов и как будто приоткрывают завесу тайны над тем, что же происходило в Средиземье за рамками известного всем сюжета.

В целом игра отличается простотой, что, по отзывам некоторых опытных ценителей хобби, является недостатком и приводит к низкой реиграбельности. Однако если это и так, то сие недоразумение во многом было компенсировано дополнениями, среди которых два расширения правил (включая новые культуры), пять описаний новых регионов (долины Андуина и Лихолесье, Восточный Эриадор, Бри, Рохан, Эребор) с серией приключений для каждого и кампания «Тень над Лихолесьем» продолжительностью в целых тридцать лет истории мира!

-5

Хоббиты & Драконы

В 2016 году производителями «Единого Кольца» было принято поистине соломоново решение. Содержание игры перенесли на механику самой популярной (и доходной!) настольной ролевой игры — Dungeons & Dragons 5-й редакции. Так родился новый продукт под названием Adventures in Middle-Earth [«Приключения в Средиземье» в русской редакции. РБ]. При этом параллельно продолжалось развитие линейки дополнений для The One Ring.

Дитя унаследовало всё самое лучшее от обоих родителей: от D&D 5e — удобную и отшлифованную механику, а от TOR — описание значительной части сеттинга, культуры, классы и приключения. Книги «Приключений в Средиземье» стали фактически переизданием «Единого Кольца» с переработкой правил на основе «пятёрки». Каждому продолжению одной серии соответствует аналогичное продолжение в другой. При этом авторы постарались сохранить всё самое вкусное и ламповое. Например, в «Книге игрока» целые главы посвящены Тени, путешествиям и аудиенциям. Причём две последние легко можно приспособить к приключениям в любом фэнтезийном мире.

Естественно, не обходят вниманием авторы и тему магии в Средиземье — именно так называется одна из глав в «Руководстве мастера». В ней даже приводится список заклинаний из D&D, приемлемых для Средиземья. Однако всячески подчёркивается, что чудесное вмешательство не должно быть очевидно сверхъестественным. Волшебство может содержаться в окружающем мире, в предметах и словах, именах и названиях, клятвах и проклятиях, но целенаправленное его сотворение обычными (для Средиземья, конечно) существами, к которым относятся и персонажи игроков, противоречит логике этого мира.

Что год текущий нам готовит…

В 2019 году одна за другой последовали две волнующие новости от британских издателей. Сначала Cubicle 7 анонсировала вторую редакцию The One Ring, которая должна была включать обновлённые правила и перенести действие на 20 лет вперёд, большую кампанию в Гондоре и приключения в Мории. Видимо, авторы посчитали, что фанаты игры уже освоили северные земли и два десятка лет их истории. Начались рекламные акции, стали появляться арты от новых иллюстраторов… Однако неожиданно в конце года Sophisticated Games объявила о разрыве отношений с Cubicle 7, дистрибьютором как «Единого Кольца», так и «Приключений в Средиземье». Фанаты напряглись.

Тем не менее у русскоговорящих любителей Толкина и настольных ролёвок к этому времени уже был свой собственный повод для радости, так как осенью компания «Пандора Бокс» провела успешную кампанию для русской локализации Adventures in Middle-Earth. При этом представители компании уверили, что заключили договор именно с обладателем лицензии на игры по «Властелину Колец», поэтому реализации проекта ничего не угрожает. Они даже прогнозировали выход The One Ring 2 и со временем его появление в переводе на великий и могучий. В декабре 2020 г. появилась PDF-версия «Книги игрока» и стартового приключения «Под сенью Лихолесья» , а в начале 2021 г. как «Книга игрока», так и «Книга хранителя» должны быть изданы уже в печатном виде.

-6

Летом 2020 года пришла очередная радостная весть: Sophisticated Games подписала соглашение с Free League о том, что теперь уже эта известная в мире НРИ-индустрии компания, издавшая Forbidden Lands, Mörk Borg, «Кориолис» и др., займётся подготовкой второй редакции TOR. Дополнительным поводом для радости является то, что созданием обновлённой игры занимается Франческо Непителло, автор настольной «Войны Кольца» и давний поклонник Средиземья. Одним из художников является Мартин Грип — иллюстратор «Кориолиса», Alien и Twilight: 2000. В официальных новостях были приоткрыты некоторые части будущего замысла. Основная книга правил сосредоточится на регионе Эриадор, расположенном к западу от Мглистых гор (тогда как в первой редакции основное внимание уделялось лежащему к востоку от них Дикоземью). Стартовый набор будет включать в себя приключение в Шире и описание этого пасторального и умиротворяющего края хоббитов. Предполагается, что ощущение открытого мира будет ещё более расширено (видимо, с добавлением механик в духе Forbidden Lands). Вишенкой на торте станет долгожданная книга о Мории, подробности о которой пока не уточняются. И, наконец, как и раньше, все книги «Единого Кольца» будут в дальнейшем адаптироваться под Adventures in Middle-Earth. И всё это значит, что теперь уже поклонникам Средиземья пора запасаться чеканной монетой.

К счастью, ждать подробностей о выпуске второго издания TOR пришлось не слишком долго: в феврале 2021 года Free League Publishing вышла с игрой на Kickstarter . Поклонники творчества Профессора не поскупились на серебряные (и не только) монеты: необходимую сумму в $12 тыс. собрали всего за четыре минуты, что, в общем-то, было вполне ожидаемо. Сейчас на счету кампании чуть больше $1,8 млн. До конца компании остались считанные часы, и может статься, что сумма сборов перевалит за два миллиона.

Помимо стандартного издания (в которое, конечное же, войдёт всё необходимое для комфортной игры), Free League Publishing представило специальное коллекционное издание, посвящённое десятому дню рождению TOR, в эксклюзивной обложке из искусственной кожи с золотым тиснением. Доставить всю эту красоту обещают в ноябре 2021 года. За книгу правил в твёрдой обложке, стартер и все дополнительные награды кампании (от красочной карты Шира до кастомных дайсов Саурона и уникальных листов персонажей) просят $96. За электронную версию — $36. А вот доставки в Россию, к сожалению, не будет..

-7

Итак, мир, созданный замечательным гением оксфордского дона, продолжает жить и развиваться не только на страницах книг и экранах мониторов, но и на столах поклонников настольных ролевых игр. У них есть немало возможностей в виде как старых, так и новых путей. Важно лишь помнить золотые слова Бильбо Бэггинса: «Опасное это дело — выходить за порог: стоит ступить на дорогу, и, если дашь волю ногам, неизвестно, куда тебя занесёт». Ну да ничего, настольщики — народ бывалый!

*****

Автор статьи —  Андрей Праздников

Статья создана при поддержке попечителей Незримой Библиотеки .

Если тебе есть что сказать о настольных ролевых играх, присылай Библиотекарю свою статью и, если она хороша, заработай на этом !

Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки?
Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в 
ВК«Телеграме» или «Дзене» !