Найти тему

Может ли лягушка стать принцем

Каждая девочка, едва вылезшая из пеленок, знает, что самый надежный способ выйти замуж за принца - это поцеловать лягушку. Как появился этот сказочный обычай и почему принцев превращают именно в земноводных.

Король - лягушонок. Лидия Аннели Блеф.
Король - лягушонок. Лидия Аннели Блеф.

ПРИНЦ - ЛЯГУШКА ИЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ ГЕНРИХ

В последние годы мотив целования лягушек стал настолько популярен в кинематографе и литературе, что порой кажется, что этот сюжет можно встретить едва ли не в каждой второй сказке. Но на деле первоисточником всего этого многообразия послужила всего одна сказка Братьев Гримм "Король - лягушонок или Железный Генрих".

В сказке рассказывается о королевской дочери, которая "была так прекрасна, что даже само солнышко, так много видавшее всяких чудес, и то дивилось, озаряя ее личико". В жаркий летний день она любила играть в лесу рядом с королевским замком в золотой мяч - это была ее любимая игрушка.

Принцесса и лягушонок. Артур Диксон.
Принцесса и лягушонок. Артур Диксон.

Однажды принцесса упустила свой мяч и тот упал в колодец. Принцесса разрыдалась, и тогда-то и появился лягушонок. Он предложил принцессе достать ее игрушку, но, в обмен на услугу, попросил:

Не нужно мне ни платьев твоих, ни жемчуга, ни камней самоцветных, ни твоей короны золотой; а вот если бы ты меня полюбила и я стал бы везде тебе сопутствовать, разделять твои игры, за твоим столиком сидеть с тобой рядом, кушать из твоей золотой тарелочки, пить из твоей стопочки, спать в твоей постельке: если ты мне все это обещаешь, я готов спуститься в колодец и достать тебе оттуда золотой мячик.

Согласитесь, дороговато для цены за мячик, пусть и золотой. Но принцесса взвешивать цену своих желаний не привыкла. Она согласилась и получила свою игрушку назад, а, как только взяла ее в руки, то тут же убежала домой, позабыв и о лягушонке и о своем обещании, которое и не думала выполнять.

Но на следующий день, когда король, его дочери и все придворные собрались за столом, лягушонок явился прямо во дворец и заставил принцессу рассказать отцу и об утере игрушки, и о данном ею обещании. Король, выслушав всю историю, сказал: «Что ты обещала, то и должна исполнить!»

Принцесса и лягушонок. Роберт Уильям Симондс.
Принцесса и лягушонок. Роберт Уильям Симондс.

Так лягушонок поселился в королевском дворце, но расположением принцессы он не пользовался. Отцу всякий раз приходилось принуждать свою дочь к исполнению так опрометчиво данного обещания. Когда же лягушонок попросил, чтобы принцесса уложила его спать в собственную постель, девушка рассердилась и швырнула надоедливого попрошайку в стену. Тут-то лягушонок и превратился в прекрасного принца, и они с принцессой поженились.

Как видите никакого поцелуя в образе лягушки принц так и не дождался. Да и мораль сказки вышла какой-то спорной. Принцесса, которая только и думала о том как бы улизнуть от данного ею обещания, в конце концов получила в мужья не мерзкого лягушонка, а прекрасного принца, который увез ее в свое королевство.

ИСТОЧНИК НА КРАЮ СВЕТА

Считается, что прообразом этой сказки Братьев Гримм послужила британская или шотландская сказка "Источник на Краю Света". В этой сказке нет никакой принцессы- ее героиня обычная девушка Розмари, которая живет вместе со своей мачехой.

Мачеха, как водится, терпеть не может девушку, поэтому отправляет ее за водой не к ближайшему колодцу, а к Источнику на самом Краю Света, да еще и вместо ведра или кувшина, вручает девушке решето. Розмари благодаря своему вежливому и доброму нарву находит источник, но вот как принести воду в решете, она не знает. Тут-то и появляется лягушонок, который берется дать ей совет в обмен на то, что девушка будет выполнять все его приказания целую ночь с вечера до утра.

Иллюстрация Уорвика Гобл к сказке "Король - лягушонок или Железный Генрих"
Иллюстрация Уорвика Гобл к сказке "Король - лягушонок или Железный Генрих"

Девушка соглашается и лягушонок учит ее, как замазать дно решета глиной и выстелить его мхом - тогда вода не будет вытекать и красавица сможет отнести ее домой. Розмари так и поступила и к вечеру вернулась домой с решетом, полным воды из Источника на самом Краю Света.

Но только они с мачехой сели ужинать как в двери постучался лягушонок. Розмари, как и принцесса, не очень-то хотела выполнять свое обещание, но мачеха была рада посмотреть на мучения падчерицы и заставила девушку впустить лягушку в дом и сдержать обещание. Лягушонка усадили за стол, накормили и, как водится в сказках, уложили спать.

Никакого поцелуя не последовало и тут. Утром лягушонок велел Розмари взять топор и отрубить ему голову. Девушка нехотя исполнила это приказание и тут лягушка и превратилась в прекрасного молодого человека, который сказался заколдованным принцем и увез Розмари в свое королевство.

КАК ПРИНЦЫ СТАЛИ ЛЯГУШКАМИ

Отвечая на вопрос о том, как именно они оказались в таком бедственном положении, оба принца в обеих сказках вскользь упоминают, что, мол, были заколдованы злобной ведьмой. Чтобы более детально разобраться в этом вопросе нам придется вернуться на много веков назад и вспомнить, что многие сказки родом из мифологии.

Так, у греков есть очень показательная для этой темы история о том, как неучтивые крестьяне были превращены в лягушек.

Богиня Лето - мать Аполлона и Артемиды скрывалась на земле от гнева Геры. (Вполне праведного, надо отметить т. к. дети Лето были рождены от Зевса - верховного бога и мужа Геры). Утомленная долгой дорогой, Лето пришла в ликийские земли и набрела на берег прекрасного озера. Богиня захотела искупаться и напиться, но ее увидели местные крестьяне, которые собирали тростник на берегу. Они не узнали богиню и стали гнать ее от озера, не позволяя ей ни отдохнуть, ни напиться.

Иллюстрация Пауля Фридриха Мейерхайма к сказке "Король - лягушонок или Железный Генрих"
Иллюстрация Пауля Фридриха Мейерхайма к сказке "Король - лягушонок или Железный Генрих"

Богиня стала просить крестьян не прогонять ее или позволить напиться хотя бы ее детям. Но крестьяне не сжалились. Они вошли в воду и подняли ил со дна, для того, чтобы ни чужестранка, ни ее дети не могли получить ни глотка их воды. Богиня разгневалась и воскликнула:

– Так живите же вечно в тине!

И тотчас же желание богини исполнилось. Шеи крестьян стали толстыми и короткими, их спины позеленели, животы вздулись и стали белыми, – крестьяне превратились в лягушек.

Думается, правдивая история принцев, которую ни один из них не стал рассказывать своим будущим женам, не многим отличалась бы от истории превращения ликийских крестьян. Так что принцессе и Розмари повезло, что они повстречали своих мужей уже после жизненного урока. И, кстати, ни одна сказка не упоминает насколько эффективным было столь изощренное наказание.

ПОЧЕМУ ПРИНЦЕВ ПРЕВРАТИЛИ ИМЕННО В ЛЯГУШЕК

Итак, принцы, скорее всего, были наказаны и сосланы в водоем в исправительных целях, но почему их превратили именно в лягушек. В конце концов малоприятных существ на земле множество. На этот счет существует две прекрасно дополняющие друг друга теории.

Во-первых, еще у римлян существовала поговорка "Qui fuit rana nunc rex est", означавшая примерно то же, что русскоязычная "Из грязи в князи", а в дословном переводе звучащая как "Кто был лягушкой, станет царем". Поговорка была во многом призвана наглядно проиллюстрировать переменчивый характер Фортуны, которая может вознести до немыслимых высот даже самых ничтожных, впрочем, как и наоборот. Возможно, в народной латинской традиции даже существовала на этот счет нравоучительная сказка, но до нас дошла лишь пословица.

С другой стороны, лягушки практически в любой традиции мира тесно связана и изменениями и считаются символом трансформации т. к. проходит в своем развитии сложный путь от икринки и головастика до взрослого земноводного. То, что принцы были превращены именно в лягушек, в этом смысле символизирует веру того, кто их обращал, в то, что наказанные могут духовно вырасти и измениться.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ПОЦЕЛУЙ

Принцесса и лягушонок. Тереза Джанеллен.
Принцесса и лягушонок. Тереза Джанеллен.

Как видно из двух, приведенных выше сказок, никакого поцелуя их сюжет изначально не предполагал. Даже наоборот. Преображение наступает только в тот момент, когда жестокое обращение с лягушками достигает своего пика. И это как раз объяснимо. Наказанные за проступок, принцы должны пройти всю цепочку невзгод до конца - ощутить на себе все тяготы зависимого и уязвимого положения, только после этого они могут получить назад свой прежний облик.

Но к моменту, когда Братья Гримм взялись для сбор "данных" для своего сказочного сборника, первая часть мифа была уже утрачена и в народной памяти остались лишь ее отголоски. Так, в поверьях множества европейских народов довольно долго бытовал обряд спасения от неминуемого несчастья - для этого нужно было бросить через плечо лягушку.

Принцесса и лягушонок. Эдвард Фредерик Брютнолл.
Принцесса и лягушонок. Эдвард Фредерик Брютнолл.

Поцелуй появляется в сказке о "Короле - лягушонке ..." и ее аналогах только начиная с XIX века. Этому во многом способствовала смена аудитории. Сказки все меньше адресуются взрослым (как это было изначально) и все больше детям, в связи с чем их авторы зачастую стремятся смягчить грубые нравы старинных сказок более галантными.

Ну и, конечно, романтизм, буквально захлестнувший Европу в конце XVIII - начале XIX веков, не мог потерпеть того, чтобы трансформирующей силой наделялся грубый бросок об стену - его место занял поцелуй, перекочевавший в историю "Короля - лягушонка..." из сказки о "Спящей красавице".

НЕМНОГО О ТРАКТОВКАХ И ПОСЛЕДСТВИЯХ

Принцесса и лягушонок. Почтовая открытка.
Принцесса и лягушонок. Почтовая открытка.

Хочется упомянуть о том, что история о Короле - лягушонке изначально была первой в сборнике "Сказки Братьев Гримм". В Германии сказка стала настолько популярной, что в честь Принца - лягушки установлено множество памятников по всей стране, а в 1966 году в честь этой истории даже была выпущена серия почтовых марок.

Количество интерпретаций, которым сказка подверглась за годы своего существования, просто зашкаливает. Так, современные психологи склонны трактовать ее как историю о подростковой любви. Наиболее остроумные даже намекают, что юноши в подростковую пору мало чем отличаются от лягушек - они так же неуклюжи и навязчивы, их ломающийся голос похож на кваканье, а и их требования так же непомерны, как запросы юного заколдованного принца. Стоит ли целовать это неуклюжее существо - каждая принцесса вольна решать самостоятельно.

Принцесса и лягушонок. Мэри Шепард Грин Блюменшайн.
Принцесса и лягушонок. Мэри Шепард Грин Блюменшайн.