Приветствую вас друзья! Три такие лодки были построены в 1912—1914 гг. для… русской армии!
После поражения в русско-японской войне 1905 года, когда японцы успешно осадили и взяли Порт-Артур, Россия пришла к убеждению, что необходимо усилить оборону своих прибрежных крепостей. В 1908 году был утвержден проект реконструкции оборонительной системы Кронштадтской крепости на острове Котлин в Балтийском море.В 1910 г. он был высочайше одобрен императором Николаем II. В рамках этого проекта предполагалось построить "малые крепостные немореходные подводные лодки". Основной задачей подводных лодок была оборона проходов в минных полях и, в случае необходимости, атака противника за пределами досягаемости крепостной артиллерии. Проектом было предусмотрено строительство шести малых подводных лодок. Считая проект неперспективным, морское министерство отказалось финансировать постройку этих лодок, сославшись на ограниченный радиус действия, малой скоростью хода и плохой мореходностью. Участие моряков ограничилось предоставлением технических консультаций. Поэтому за дело взялось Главное инженерное управление Военного министерства. В 1910 г. оно выработало техническое задание в котором были сформулированы основные требования к проекту будущих подводных лодок. Согласно им подлодки должны были иметь водоизмещение (надводное ) до 30 тонн, скорость надводного/подводного хода 8/6 узлов, дальность плавания надводным ходом 100 миль, подводным ходом (4 уз.) - 30 миль, время погружения 4 минуты и вооружение 2 торпедных аппарата.В качестве потенциальных подрядчиков военные обратились к Балтийскому и Невскому заводам, которые уже во второй половине 1910 г. представили свои предварительные проекты.
Проект Балтийского завода должен был иметь водоизмещение 40 тонн, 1 решетчатый торпедный аппарат системы Дежевецкого и керосиновый двигатель надводного хода. Невский завод представил свой вариант, разработанный американским конструктором Дж. Холландом из "Electric Boat Company", который в итоге и был признан специалистами Морского технического комитета лучшим: он выгодно отличался от проекта "балтийцев" меньшим водоизмещением (33 т), большей глубиной погружения и лучше оборудованным центральным постом управления, применением более надежного дизельного двигателя, более легких и безопасных никелевых щелочных аккумуляторов системы Эдисона и трубчатыми торпедными аппаратами.Проект получил индекс "Holland 27B". Также в литературе встречается обозначение "Тип 13".
2 апреля 1911 г. Военное министерство выделило средства в размере 500 тыс. рублей на постройку трех лодок, плавбазы и 10 торпед. Забегая вперед скажем, плавбазу специальной постройки эти лодки так и не получили: её проектирование велось в течение 1911-1912 гг., но затем прекратилось из-за недостатка финансов. Согласно контракту лодки должны были быть готовы к середине 1913 г. К постройке был привлечен ряд отечественных и зарубежных предприятий: так дизели надводного хода разрабатывались и изготавливались заводом "Людвиг Нобель" (ныне завод "Русский дизель"), электродвигатели - Русским обществом "Шуккерт и Ко", торпедные аппараты - Обществом Путиловских заводов, осветительная аппаратура - Всеобщей компанией электричества в Петербурге. Большую часть комплектующего оборудования поставляла фирма Голланда из США.
Несмотря на малые размеры постройка подводных лодок сильно затянулась: год с лишним ушел на доработку проекта и подготовку к строительству. Закладка лодок на стапелях состоялась в апреле-мае 1912 г. К началу Первой мировой войны лодки еще находились на стапелях. Причин было много: это и забастовки рабочих и многочисленные срывы сроков поставки комплектующих: например дизели были готовы только к весне 1913 года, а а первая боевая рубка и два из шести торпедных аппарата были готовы только к началу 1914 года.
И вот началась война. Вдруг оказалось, что подводных лодок в составе Балтийского флота всего восемь, а это совершенно недостаточно ни для активных действий на вражеских коммуникациях, ни для обороны своих баз и минных заграждений. Новые лодки типа "Барс" ещё только были начаты постройкой. В этот момент Морской генштаб вспомнил о не так давно опрометчиво отвергнутых им малых подводных лодках, и решил договориться с Военным министерством передать эти лодки в распоряжение флота. Морское министерство тут же выделило средства на ускорение достройки. 15 августа 1914 г. лодки зачислили в список Балтийского флота с присвоением вместо наименований номеров "№ 1", "№ 2" и "№ 3". В 2 и 21 августа и 11 сентября 1914 г. лодки были спущены на воду. В целях безопасности, сдаточные испытания проводились на Ладожском озере группой, состоявшей из пяти американских техников, направленных в Россию Холландом, и стольких же русских специалистов. К удивлению моряков подлодки показали неплохую мореходность и в свежую погоду держались лучше чем корабли обеспечения. Также выяснилось что время погружения было меньше расчетного, лодка хорошо маневрировала под водой.Однако во время учебных стрельб выяснилось, что при выстреле торпедами лодку сильно подбрасывает вверх, что сильно демаскировало её местоположение
Конструкция лодок проекта 27-В была однокорпусной. Веретенообразной формы корпус разделялся поперечной водонепроницаемой переборкой на два отсека. Балластные цистерны располагались в оконечностях лодки, дифферентные и уравнительные ближе к центру.
Над верхней частью прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности подводной лодки. Литая бронзовая рубка монтировалась к прочному корпусу при помощи заклепок над центральным постом управления подлодкой. С двух сторон от рубки устанавливались съемные трубы воздухозаборников высотой 1,5 м для вентиляции отсеков в надводном положении: при погружении трубы демонтировались, а отверстия закрывались специальными крышками.
Носовые горизонтальные рули в надводном положении заваливались. На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и специальный сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных ситуациях.
При эксплуатации подводной лодки № 1 выявилась ненадежная работа основных механизмов - дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.
В период с 23 по 29 сентября 1914 г. все три лодки вступили в строй. В начале ноября, специальным железнодорожным транспортом они были перевезены в Ревель (ныне -Таллин), где из них сформировали дивизион особого назначения.Командирами лодок назначили опытных офицеров подводников: №1 - лейтенант Н.К. Нордштейн, №2 - лейтенант И.И. Ризнич и №3 - лейтенант В.В. Сологуб. Командиром дивизиона был назначен лейтенант Нордштейн, в последствие его сменил на этой должности лейтенант Ризнич. Осматривавшие в Ревеле подлодки командующий морской обороной Приморского фронта вице-адмирал А.И. Непенин и начальник оперативного отдела штаба флота капитан 1 ранга А.В. Колчак, пришли к заключению, что они имеют весьма ограниченные возможности. После этого дивизион перешел своим ходом во временную базу - Балтийский порт (Палдиски), где приступили к выполнению учебных задач и освоения новой техники. В процессе опытной эксплуатации подводной лодки типа "№ 1" выявилась ненадежная работа основных механизмов - дизелей, главных водяных помп, аккумуляторных батарей.
Летом 1915 года командованием было принято решение о перебазировании подлодок №1 и №2 в Архангельск, для включения их в состав формируемой Флотилии Северного Ледовитого океана. Во второй половине июня обе лодки по командованием нового комдива лейтенанта Ризнича своим ходом перешли в Петроград, где их вновь погрузили на железнодорожные платформы и эшелоном перевезли в Вологду.
Там их погрузили на баржу и 4 августа привезли в Архангельск, где подводные лодки были включены в состав Охраны водного района Архангельского военного порта.
В тот же день обе субмарины вышли в море чтобы "произвести демонстрацию". Базировались лодки в устье Северной Двины недалеко от села Взглавье. плавучей базой служил пароход "Феодосий Черниговский", а затем "Сергей Витте".
Осенью 1915 года решено было перевести лодки в Кольский залив. 11 октября обе подводные лодки в сопровождении вспомогательного крейсера "Василий Великий" и парохода-плавбазы "Сергей Витте" вышли в поход. После выхода в Белое море обе лодки были взяты на буксир: №1 взял "Василий Великий" а №2 - "Сергей Витте". Из- разыгравшегося шторма отряд вернулся в Архангельск, но не в полном составе: из-за лопнувшего во время шторма троса подлодка №2 потерялась в море. Весной 1916 г. она была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда была выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту нахождения лодки прибыла аварийно-спасательная партия: она лежала на левом борту с креном около 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение всего года, однако все попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги». 25 мая 1916 г. ввиду невозможности восстановления исключена из списков судов Морского ведомства.
Субмарина №1 в июле 1916 года на пароходе была перевезена в Александровск (ныне - Полярный), где была зачислена в отряд обороны Кольского залива вместе с первой русской боевой подлодкой "Дельфин". Использовалась в основном для подготовки подводников.26 апреля 1917 года, на стоянке у причала, во время шторма она получила повреждение от ударов корпуса "Дельфина", в результате чего затонула на глазах всех. К счастью без человеческих жертв. Летом её подняли, но после осмотра признали непригодной для восстановления и сдали на слом.25 августа 1917 года лодка №1 была исключена из списков флота.
Более интересно сложилась судьба подлодки №3. Весь 1915 год она прослужила на Балтике, в системе обороны архипелага Моонзундских островов, а именно для усиления обороны Перновского залива. Большую часть времени она проводила в порту, и в судовом журнале появляются сообщения о том, что экипаж чистил баки, ходил в церковь, в бани или просто заявление об отсутствии каких-либо действий. Затем по ходатайству экспедиции особого назначения, осуществлявшей грузоперевозки для сербской армии по Дунаю, субмарину перебросили по железной дороге в Галац, где она вошла в состав русской Дунайской флотилии. Организовал перевозку теперь уже старший лейтенант И.И. Ризнич.
Наличие в её составе подводной лодки должно было оказывать устрашающее моральное воздействие на флотилию Австро-Венгрии. Именно этим она и занималась в течении 1916-1917 годов, неся позиционную и дозорную службы на подходах к устью Дуная и сопровождая транспортные суда.
Торпедировать хоть одно вражеское судно ей так и не удалось.18 января 1918 года лодка вошла в состав красного Черноморского флота, а 12 марта была захвачена в неисправном состоянии сначала бывшими союзниками румынами, а затем австро-венграми вместе с другими судами брошенными русской армией в Ренни после заключения Брестского мира. При этом она получила временный экипаж под командованием лейтенанта австрийского военно-морского флота Вальтера Шмидта.
Для австрийцев подлодка была крайне интересна, и они постарались ввести её в строй. За короткое время пребывания в красном флоте с субмарины исчез ряд приборов, и в целом она находилась в очень плохом техническом состоянии. Были проведены необходимые ремонтные работы и лодка была спущена на воду в Северине (ныне это румынская Дробета-Турну Северин), где проводились ходовые испытания и пробные погружения.
Неудовлетворительные результаты и постоянные технические проблемы привели к включению подводной лодки в резерв.
Война подошла к концу, и осенью 1918 года отступающие австро-венгерские дунайские мониторы потащили подводную лодку в Будапешт, где после войны ее удалось "проглядеть" при распределении конфискованных кораблей Дунайского речного флота между Югославией и Румынией. Австрийская Республика проявляла мало интереса к продолжению традиции речного флота, и венгры должны были взять то, что осталось. Но уже в 1921 году подводная лодка была официально списана.
В общем-то вот так буднично и без каких-либо боевых столкновений с противником и прошла служба этих "малюток". Лодки проекта 27-В считаются не слишком удачными: к основным недостаткам относят всплытие при стрельбе торпедами и выявившуюся в процессе службы невысокую надежность работы механизмов. Хотя последнее выявилось у лодки №1 и неясно стоит ли проецировать это на оставшиеся две: к примеру переход из Балтийского порта в Петроград который обе лодки проделали своим ходом за 25 часов вряд ли позволяет говорить об их тотальной ненадежности. А служба субмарины №3 на Дунае вообще уникальный и возможно, единственный опыт применения подводных лодок в условиях рек.
Источник А.М. Пожарский "Подводное плавание в России 1834-1918", В.В. Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте", Ю.И. Александров "Отечественные подводные лодки до 1918 года (справочник)", " Российский Императорский флот в 1914-1917 гг. Справочник по корабельному составу" Журнал "Морская коллекция №4 - 1998, В.Г. Андриенко "Малые подводные лодки Холланда типа "27-В" Журнал "Судостроение" №1-1991 В.П. Власов "Подводные лодки история развития" Сборник статей, Jiří Ráčil "Periskop na řece: Ruská carská miniponorka 27-V na Dunaji"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!