Или: самый поучительный персонаж "Ассы". Если, разумеется, на вопросы полезности и поучительности фильма взглянуть с педагогической точки зрения.
А теперь все по порядку. В нашей семье на киносеансах классика сменилась современностью, и после "Поездки в Висбаден" по мотивам тургеневских "Вешних вод" было принято решение посмотреть соловьевскую "Ассу". Тот самый, культовый фильм перестроечных лет, где в финале звучит цоевское "Перемен". Тот самый, о которых восторженные критики писали как о "мосте взаимопонимания между поколениями". Тот самый, который после себя оставил немало загадок и вопросов. Например, как получилось, что один из персонажей фильма этот выкрик восторженности в грузинском танце приписал еще патриарху Ною.
В годы этой самой перестройки автор этих строк фильм посмотрел в кинотеатре, оценивая его прежде всего с точки зрения эстетики и зрелищности. Или, что то же самое, с точки зрения возможности насладиться роскошным видеорядом и хорошо отдохнуть,
Да, видеоряд в фильме, разумеется, был, причем был весьма роскошным. Но вместе с тем и была некая серьезная компонента, некая сюжетная усложненность, воспринять которую многим зрителям было нелегко. Автору этих строк в том числе.
И вот сейчас, после повторного просмотра фильма, как раз можно было обратить внимание и на серьезность, и на усложненность, и на тематичность, и на новизну. И даже на поучительность.
О тематичности сего кинотворения долго распространяться не хочется - и без того написано немало, в первую очередь во время его промоционной компании и триумфального шествия по кинотеатрам необъятной страны. Хотя бы тема продажности милиции чего стоит, что ясно видно даже невооруженным взглядом. А еще эта же тема выставлена путем демонстрации весьма запутанных отношений между милицией и миром криминала. В результате даже не вполне понятен, для конкретности, бородатый персонаж в синем плаще. По сути, как создается впечатление, сотрудник милиции, выдающий себя за представителя другой, некрымовской группировки.
Поучительность в банальном виде показана в виде конфликта между Банананом-Африкой и Крымовым, Казалось бы, все банально: не нужно перебегать дорогу солидным и состоятельным людям, тем более, что девушка, за которой ты ухаживаешь, с ним уже сожительствует. Но страсти взяли вверх с последующей кровавой развязкой. Мораль нехитра. Правда, вся эта история не без сценарного ляпа: в натуральном Крыму на момент съемок не было ипподрома, и кинематографистам пришлось ипподромные сцены снимать в Москве, а зрители были обречены на переваривание этой условности.
Но: главная поучительная история связана вовсе не с Банананом. Фильм действительно о молодежной артистической среде и для молодежной артистической среды, что было подмечено многими, И вот в этом свете обращает на себя внимание история с первым трупом этого фильма, с артистом-лилипутом по имени Альберт.
Внимательно следим за его биографией, изложенной в разговоре с Крымовым в комнате с зеркалами. Альберту, по его словам, жить так, как он хочет, стоило дорого. Его долго третировали и держали в напряжении, прежде чем оставили в покое. Его за уход (откуда-то!) осуждали все, кроме Крымова, чье слово по вопросу ухода Альберта было решающим. Ему, Крымову, Альберт и остался в итоге благодарен.
И Альберт его посвящает в еще одну историю. На некий момент времени за ним, Альбертом, оставался еще один долг. Тот, кому он был должен, умер. И со временем он о нем забыл.
Альберт жил себе без бед, особо не тужил, играл в лилипутском музыкальном театре, женился. Теперь у него "другие долги, другая мораль", к тому же внук недавно родился и сын в армии..
Но: в один прекрасный момент ему каким-то путем об этом долге напоминают. Он явно не готов к его возврату, и это его очень сильно тревожит. Он к кем-то встречался, и тот требует вернуть с процентами. Альберт в отчаянии, и это является лейтмотивом его разговоров с Крымовым.
Далее все ярко показано в фильме: Крымов ему вручает на хранение белый сверток, в котором для зрителей до поры до времени непонятно что, а затем выясняется, что там пистолет. Крымов ему предлагает принять участие в краже дорогостоящей скрипки. Это предложение Альберта ужасает, и он принимает решение покончить жизнь самоубийством.
А теперь в мало-мальски разжеванном и с раскрытием подводных течений того, что осталось за кадром.
Альберт ангажирован в некую криминальную структуру. Он решает из нее выйти в тот момент, когда он должен одному человеку. Видимо, именно в этом причина того, что в своем большинстве его знакомые из этого мира этот его поступок осудили: более этично было бы сперва погасить долг. Крымов принял его сторону, по сути, выступив в роли платежного поручителя. И состояние отношений на долгие годы замораживается на том, что ответственность за долг лежит на поручителе, т.е. на Крымове, и он же и должен взыскивать этот долг непосредственно с Альберта.
Далее Крымов ведет жизнь криминального босса, зарабатывает немалые деньги, решает серьезные задачи, и его кредитно-долговые отношения с Альбертом - это отнюдь не самое главное в его жизни, здесь уместно обратить внимание на его фразу "Долг - это пустяк!", потому он Альберта подолгу не видит. Альберт же занимается любимым театром и актерским делом.
И в один прекрасный момент, оказавшись в Ялте, Крымов решает убить двух зайцев: и украсть скрипку, и поставить точку в его кредитных отношениях с Альбертом. Далее уже начинается показанное в фильме, и финальной точкой сюжетной линии оказывается самоубийство Альберта.
Мораль сей басни? Крупные долги не прощаются, а долг может легко реструктуризироваться.
Ну и напоследок пару слов о киноляпах и о сценарной группе фильма. Честное слово, как-то весьма ужасает своей откровенной сказочностью заплыв Крымова и Бананана в ледяной воде, неумение последнего после подобного заплыва прийти в себя хотя бы путем приема горячего душа, обратный путь с мифического симферопольского ипподрома домой по трассе без троллейбусных проводов... Да, троллейбусы на тот момент по перевалу не ходили, но неужели провода тоже сняли? Еще одна как минимум тяжело перевариваемая условность.
А что касается сценарий, то как-то не верится, что он был создан двадцатилетним Сергеем Ливневым в качестве первой сценарной работы. Скорее всего, кинематографическое происхождение ему помогло.
Солидарны с автором? Может быть, подписка, может быть, лайк?
Другие публикации канала:
Немного о текущем моменте в российской междисциплинарной школе
Тургеневская анти-сказка
На смерть гроссмейстера
Диалектика появления глобальных хроник
"Tiret" и "Опасные гастроли" с лордом из Эдинбурга