Найти тему
Судострой

Варить или нет? Как пройти через судовую переборку без сварки

Судно проекта Aker Arc 130A на этапе сдачи заказчику / Фото: Судострой
Судно проекта Aker Arc 130A на этапе сдачи заказчику / Фото: Судострой

В сегодняшней статье речь пойдёт о судовых компонентах. Любое судно, так красиво и гармонично выглядящее на фотографиях на воде, состоит из десятков тысяч компонентов, без которых оно не могло бы нормально функционировать и выполнять свои задачи. К таким компонентам относятся и вводы для труб и кабелей через судовые переборки. Для чего, какие образом выполняются, и в чём плюсы и минусы различных способов проходки – в партнёрском материале, подготовленном совместно с компанией Roxtec.

Судно проекта Aker Arc 130A на этапе строительства / Фото: Судострой
Судно проекта Aker Arc 130A на этапе строительства / Фото: Судострой

Для чего

Корпус любого судна или корабля разбит на отсеки с помощью горизонтальных палуб и вертикальных переборок. Эти конструкции выполняют несколько функций. Водонепроницаемые переборки делят судно на водонепроницаемые отсеки для сохранения плавучести в случае затопления одного или нескольких отсеков. Поперечные переборки повышают продольную прочность судна. Противопожарные переборки служат для предотвращения проникновения дыма и пламени в соседние отсеки.

Также бывают пыле- и газонепроницаемые переборки. Объединяет все типы переборок то, что изготовлены они из сварных листов и подкреплены приваренными ребрами жёсткости.

В то же время для работы любого судна требуется множество систем, коммуникации которых должны проходить через переборки и палубы. На любом крупном судне проложены километры трубопроводов и кабелей, которые проходят через ограждающие конструкции не один десяток раз. При этом вводы должны быть герметизированы, поэтому проходки через переборки требуют особого внимания.

Монтаж трубопроводов на строящемся судне / Фото: Судострой
Монтаж трубопроводов на строящемся судне / Фото: Судострой

Основные способы

За изготовлением и установкой проходок для кабелей и трубопроводов в палубах и переборках следят специалисты классификационного общества. Так, за морскими судами наблюдает Российский морской регистр судоходства (РС).

Согласно Правилам классификации морских судов РС, прокладка трубопроводов через водонепроницаемые палубы и переборки должна выполняться с применением переборочных стаканов, приварышей и иных соединений, обеспечивающих непроницаемость конструкций.

Переборочные стаканы для газонепроницаемых переборок / Фото: Roxtec
Переборочные стаканы для газонепроницаемых переборок / Фото: Roxtec

Основные способы герметизации можно условно разделить на те, где используется сварка, и те, где можно обойтись без неё. К первым можно отнести проходки, созданные с помощью переборочных штуцерных и фланцевых стаканов.

Ко вторым – муфты SPM от компании Roxtec. Данное решение представляет собой безгалогенное резиновое уплотнение, прикрепляемое посредством расширения к стальной секции. В этом случае для монтажа необходимо сделать отверстие в переборке, провести через него трубу, установить и затянуть муфту. При этом трубопровод остаётся целым, его не нужно резать. Надёжность такого способа герметизации подтверждается одобрением РС.

Установка муфты SPM / Фото: Roxtec
Установка муфты SPM / Фото: Roxtec
Затяжка муфты Roxtec SPM / Фото: Roxtec
Затяжка муфты Roxtec SPM / Фото: Roxtec

Преимущества и недостатки

Как известно, у любого технического решения есть свои плюсы и минусы, и выбор той или иной технологии зависит от конкретной ситуации. Тем не менее, остановимся на основных особенностях, позволяющих сократить время и, в конечном итоге, стоимость монтажа судовых трубопроводов.

К основным преимуществам проходок, создаваемых с помощью сварки, можно отнести обработанность и доступность технологии, возможность применения для систем с самыми жёсткими требованиями по давлению испытания. Недостатки – необходимость достаточного пространства и персонала для проведения сварочных работ.

Среди преимуществ безсварочных уплотнений стоит отметить скорость монтажа, отсутствие сварочных работ, размеры и вес уплотнений, эффективное использование пространства, возможность использования для труб из разных материалов. К недостаткам следует отнести ограничения по применимости для некоторых помещений.

Но главным недостатком такой технологии является её пока ещё малый опыт применения, особенно, на российском рынке. Например, у многих проектировщиков возникают опасения, что создаваемое с помощью коронки отверстие в переборке может получиться "кривым", хотя у уплотнения есть допуски по неровностям к трубе и отверстию.

Установленные муфты SPM / Фото: Roxtec
Установленные муфты SPM / Фото: Roxtec

Примеры использования

Чтобы увидеть трубопроводы в переборочных стаканах, достаточно попасть на любое отечественное судно или корабль.

Уплотнения Roxtec SPM пока только начинают свой путь на российском рынке. Вместе с тем за рубежом муфты данной модели можно встретить на буксирах и пассажирских паромах (США), судах снабжения (Бразилия, Польша), рефрижераторных судах (Япония), круизных судах (Германия, Финляндия).

Впрочем, решение SPM уже нашло применение и на отечественном судне. Например, такие муфты будут использоваться в судне-краболове проекта 03140, которое строится на "Восточной верфи".

Подробнее о муфтах SPM можно узнать по ссылке.