Найти тему
Анхар

История сгоревшего театра

Многие считают, что Каирская опера (здание было построено к открытию Суэцкого канала, на которое были приглашены именитые и, зачастую, коронованные особы из Европы и стран Востока) "началась" с оперы Верди "Аида". Ибо писалась она композитором (сюжет с подачи известного египтолога Мариэтта) именно к этому событию.

Печальная сказка о трагической любви египетского полководца и ставшей рабыней эфиопской принцессы (с отцом которой и воевал мужчина) является одной из самых красивых и, к тому же, зрелищных опер в мире, реальный бриллиант даже для такого мэтра, как Верди (он, если кто не знает, всего написал целых 26 опер, тогда как наш Бородин своего "Князя Игоря писал 18 лет, ибо по основной профессии был преподавателем химии, дописывал оперу после смерти Бородина Римский-Корсаков).

-2

В общем, заказать оперу Верди заказали, но он ее к открытию канала дописать ... не успел.

Премьера "Аиды" состоялась позднее, уже в 1871 году, в декабре. И именно в этом каирском театре. А на торжествах по случаю открытия канала ставили другую оперу всё того же Верди - "Риголетто"(это где ария про сердце красавиц), написанную десятью годами ранее по мотивам произведения Виктора Гюго...

Из Википедии:

Проект здания был выполнен итальянским архитектором Пьетро Авоскани, уже выполнившим к тому времени несколько заказов Исмаила: в 1861 году он работал над интерьерами дворца, где жил принц, затем — над дизайном его сада, в 1862 году он также по заказу греческой коммуны построил театр в Александрии. В качестве соавтора Авоскани обычно называется некий Росси, однако про этого архитектора ничего не известно.
Для постройки театра был выделен участок, на котором находился старый дворец, используемый в качестве склада или лавок для торговли. Строительство здания, выполненного преимущественно из дерева, началось в середине апреля 1869 года и велось 6 месяцев. Работы обошлись в 160 тысяч фунтов стерлингов. Зал, рассчитанный примерно на 800 зрителей, был богато украшен позолоченной резьбой, для хедива была предусмотрена королевская ложа, для его жён — специальные ложи, отгороженные ажурной решёткой. В 1873 году Авоскани было поручено расширить оперный зал, однако выделенные деньги были растрачены.
Руководителем нового театра стал киприот Павлос Павлидис (Павлон Дранехт, Дранехт-бей), суперинтендант хедивских театров в 1867—1879 годах (кроме Оперы, среди них числились Придворный театр, Французский театр и Каирский цирк , открытый чуть ранее, в феврале того же 1869 года), до этого руководивший египетскими железными дорогами.

Театр, как и многое в Каире, строился в рамках возведения в Каире хедивом Исмаилом "Парижа на Ниле". Изначально, после открытия, выглядел вот так. Это фото сделано в год открытия, в 1869.

-3

Строительство самого канала, финансовая политика Исмаила, в итоге, привели Египет к банкротству. Куча денег была достаточно бездарно "профукана". Однако, в итоге, городу достался вполне "европейский" и шикарный (в то время) Даунтаун. И оперный театр - первый на африканском континенте, к слову.

-4

Это вид площади перед театром с разных сторон. Мне встречались в интернете подписи, что, якобы, на площади памятник Мухаммаду Али. Но это ни разу не правда. Памятник его потомку, Ибрагиму-паше. Кстати, памятник так и стоит на этом самом месте до сих пор.

-5
-6
	01.03.1969
01.03.1969

Биографическая справка:

Ибрагим-паша — губернатор Каира в 1805—1806 годах и Верхнего Египта в 1812—1816 годах, Джидды и Хиджаза в 1817—1840 годах, Дамаска в 1832—1840 годах и Мореи в 1825—1828 годах, 2-й паша Египта 15 апреля — 10 ноября 1848 года. Приёмный сын, соправитель и преемник Мухаммеда Али, отец хедива Исмаила.
это тот, кому памятник
это тот, кому памятник

А это фото уже середины ХХ века. Театру тогда было почти 100 лет.

В 1971 году здание театра полностью сгорело. Буквально, дотла. Что было предсказуемо: оно целиком состояло из дерева, покрытого слоем алой с золотом штукатурки. Наверное, произошло замыкание или кто-то "умный" курил и бросил куда-то окурок. Египтяне много курят.

-9

Я долго искала фотографии с пожарища. Ибо не могло быть, чтобы не зафиксировали такое событие: в стране тогда было много газет, телеканалов, самая крупная в арабском мире киностудия. В итоге, я нашла вот это видео. Оно уникально. На нем и сам пожар и попытки потушить его, и то, как выглядел театр до того, как.

На прежнем месте театр восстанавливать не стали. Сейчас площадь сверху выглядит вот так, голубая точка - памятник (подпись "Площадь Оперы"), правее был театр, сейчас многоэтажный гараж...

-10

Вот он, сзади. Насколько помню, сейчас пространство вокруг памятника обнесено оградой и деревья там уже совсем большие. Фото старое.

-11

Новый оперный театр возвели на острове. Там целый культурный центр. Вот тут на карте видно и то место, где был прежний театр и где новый.

-12

Вот новое здание, японский проект, кстати. И похож на здание оперы в Дамаске сильно-сильно по очертаниям, только в Дамаске поменьше.

-13

Вот вид на весь культурный центр. Там, кстати, работает очень много специалистов из стран СНГ. Но это уже другая история.

История нового театра.

-14