Найти в Дзене

История развития антимонгольской теории

Оглавление

Внимание, многабукаф и написано не особо интересно, т.к это должен был быть реферат с докладом, но, видимо, не судьба.

Введение

Антимонгольская теория – критическая теория, впервые составленная и опубликованная Л.Н Гумилёвым в книге «Древняя Русь и Великая степь» в 1989 году. Историк пытался доказать, что Татаро-Монголы на самом деле были не оккупантами русских земель, а партнерами князей. И что Россия в результате данного сотрудничества получила кучу новых технологий и прочих инноваций. Концепция борьбы Руси и Степи возникла, по мнению Гумилёва, лишь в оправдание отсталости России от стран Западной Европы.

Данная версия происходящих тогда событий была основана на Пассионарной теории этногенеза, которая сформулирована самим Л.Н Гумилёвым. Однако он не первый, кто предположил, что негативное влияние Татаро-Монголов преувеличено. Например, П.Н Савицкий в 20-30х года прошлого века считал, что не смотря на всю тяжесть того периода, это был лучший исход для Руси, т.к она была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе. Стоит упомянуть, что оба историка были знакомы, а также оба считали себя «евразийцами», чье движение и основал Пётр Николаевич. Но даже данное направление не появилось из ниоткуда. Например, они (особенно Гумилёв) почитают труды Н.Я Данилевского, который в свою очередь был славянофилом.

Глава 1. Славянофильство.

Истоками евразийства считается славянофильство. Так считают как сами последователи данного течения, так и их исследователи и критики. Значительными фигурами являются как ранние славянофилы вроде А.С Хомяков и братьев Аскаковых, так и поздние славянофилы, в числе которых К.Н Леонтьев, Н.Н Страхов и Н.Я Данилевский. Последний привнёс наибольший вклад в происхождение евразийства посредством написания книги «Россия и Европа» в 1869 году. Ярым защитником произведения неоднократно выступал Н.Н Страхов. Достаточно огромное влияние книга Данилевского также произвела и на К.Н Леонтьева, который так и вовсе признал его одним из своих учителей. Наследником историософских взглядов Николя Яковлевича считал себя и Н.С Трубецкой, один из основателей евразийства. Также работу Данилевского высоко оценил и Лев Николаевич Гумилёв.

Глава 2. Раннее евразийство. Основатели

Пункт 1. Н.С. Трубецкой

Николай Сергеевич Трубецкой в 1920 году переехал в Болгарию, где преподавал в Софийском университете. В том же году издал сочинение «Европа и человечество», в котором близко подошел к выработке евразийской идеологии. Обсуждение книги в софийском семинаре, в котором принимали участие такие люди как: П.П Сувчинский, Г.В Флоровский, П.Н Савицкий, привело к появлению самой евразийской идеологии, о чем было заявлено в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» 1921 года.

Трубецкой в 1920-30х годах являлся активным участником евразийским движением, а также одним из его непосредственных теоретиков и политических лидеров. Вместе с П.П Сувчинским и П.Н Савинским входил в руководящие органы евразийства (Совет трёх, совет пяти, совет семи). До 1929 года участвовал во всех сборниках евразийев вроде «Исход к Востоку» ( 1921), «На путях» (1922), «Россия и латинство» (1923) и других. Соавтор коллективных евразийских манифестов («Евразийство (опыт систематического изложения)» (1926), «Евразийство (формулировка 1927 года)»). Выпустил ряд книг в Евразийском книгоиздательстве («Наследие Чингисхана» (1925), «К проблеме русского самосознания» (1927)). Как идеолог евразийства разрабатывал концепции многополярного мира, славяно-туранских культурных взаимодействий, монгольского влияния на русскую политическую историю и культуру, идеократии, учения о правящем отборе в государстве. В 1929 году в знак протеста против просоветской и прокоммунистической направленности газеты «Евразия» вышел из состава руководящих органов евразийского движения.

В книге «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» утверждал, что Россия есть не что иное, как наследник монгольской монархии, т.к страна унаследовала основные территории (называемые Трубецким «ядром» ) монгольской монархии.

Пункт 2. Г.В. Флоровский

Георгий Васильевич Флоровский эмигрировал в 1920 году сначала в Болгарию, а затем в Прагу. Там он состоял в «Братстве святой Софии», основанном С.Н Булгаковым, с которым достаточно скоро радикально разошелся во взглядах. Чуть позже, он наряду с Н. С. Трубецким, П. Н. Савицким, П. П. Сувчинским и другими становится одним из основателей евразийского движения и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» в 1921 году. Однако долго он в составе лидеров не находится, и после публикации статьи «Европейский соблазн» в 1928 году окончательно обрывает свою причастностью к данному движению. Причиной выхода стали идейные конфликты с другими лидерами движения. За этот период Г.В Флоровский успел принять участие в написании еще двух сборников: «На путях», Берлин, 1922 года и «Россия и латинство», Берлин, 1923 года.

Пункт 3. П.Н. Савицкий.

Пётр Николаевич Савицкий в 1920 году эмигрировал в Константинополь, где вместе с П.Б Струве возобновил работу журнала «Русская мысль». Под влиянием книги Н.С Трубецкого «Европа и человечество» отошел от концепции евроцентризма, что привело к конфликту со Струве. После дополнения идеи Трубецкого пониманием России как «Срединного материка» между Европой и Азией – Евразии, стал одним из основателей евразийства. Пытался вести пропаганду евразийских идей в СССР. До конца жизни разрабатывал научные концепции евразийства. Участник всех евразийских изданий, участник руководящих орденов. Также особый интерес у Петра Николаевича вызывали взаимоотношения русского этноса с монгольским. По мнению Савицкого, русские от монголов унаследовали «чувство континента». Татаро-монгольское иго Пётр Николаевич считал лучшим исходом для Древней Руси. По его мнению, Русь была нестабильна, и ей необходимо было пройти через подчинение какой-либо внешней силе.

В 1950-х вступил в переписку с Гумилёвым, где поощрял его занятия историей кочевых народов, а также передал ему «эстафету» некоторых евразийских концепций.

Глава 3. Л.Н Гумилёв и антимонгольская теория.

Пункт 1. Лев Николаевич Гумилёв

Лев Николаевич Гумилёв – советский и российский ученый, писатель, переводчик, философ, этнолог, востоковед, географ, археолог.

В 1961 году защитил диссертацию на соискание степени доктора и исторических наук. В 1950-1960х годах занимался археологическим исследованием Хазарии, а также историей хунну и древних тюрок, исторической географией и источниковедением. С 1960-х по 1974 занимался разработкой пассионарной теорией этногенеза, которую представил как диссертации на соискание степени доктора географических наук. Диссертацию защитил, но её не утвердили в ВАК. Серьезным вкладом в науку историком считается теория периодического увлажнения центральной Евразии, а также популяризация истории кочевнических народов. В своих исторических исследования Лев Николаевич придерживался идей, близких к евразийству. Это не удивительно, т.к Гумилёв считал себя евразийцем, а также вёл переписку с одним из основателей данного движения – Петром Николаевичем Савицким, о котором было сказано ранее.

Гумилёв дважды был в заключении. В первый раз (с 1938 по 1943 год) обвинялся по статьям 58-11 (организованная контрреволюционная деятельность) и 58-10 (контрреволюционная программа и агитация) и был отправлен сначала на Медвежью Гору, где работая на лесоповале, за три недели дошел до крайнего истощения. Позже был переведен в Норильск, где условия были куда лучше.

Во время второго лишения свободы (с 1949 по 1956) его здоровье сильно пошатнулось. За весь период его не менее 9 раз госпитализировали и дважды проводили операцию. Во время следствия у Гумилёва изъяли рукопись «история срединной Азии в средние века», которую в итоге следователь по особо важным делам МГБ СССР И.Н Меркулов приказал сжечь, что привела Гумилёва к депрессии. Не смотря на это, он продолжил заниматься научной деятельностью, и, выпросив разрешение у начальства на написание книги о гуннах, непосредственно начал работать над ней. 25 марта 1954 года в завещании историка упоминается черновой вариант рукописи «История хунну». Среди прочих книг Гумилёв просил свою мать, Анну Андреевну Ахматову, прислать ему книгу «Западную Монголию и Урянхайский край», но она её так и не нашла, что оказало негативное влияние на их отношения. Впоследствии эту книгу ему прислала Н. Варбанец.

Пункт 2. Антимонгольская теория

В 1960-е начал работать над темой Древней Руси. Также в 1970-х начали писать о принадлежности Гумилёва к евразийству, что он охотно подтверждал в ходе многочисленных интервью 1980-х годов. Но Гумилёва можно считать евразийцем в буквальном смысле слова — сторонником русско-тюрко-монгольского братства. Последние 15 лет своей жизни пытался доказать, что Русь – это продолжение орды, а большинство русских людей – потомки крещеных татаров.

Основные положения теории были высказаны в монографии «Древняя Русь и Великая степь», в которой он пытался доказать, что было не Монголо-татарское иго, а симбиоз русских и монголо-татар и что сама концепция борьбы Руси и Степи возникла в оправдание отсталости России от западных стран.

Все его взгляды на этот счет были изложены в нескольких работах: очерках «Эхо Куликовской битвы», «Чёрная легенда», популярной книге «От Руси до России» и вышеупомянутой монографии. Краткое содержание всех работ примерно следующее: Александр Невский помог хану Батыю удержаться у власти и взамен «потребовал и получил помощь против немцев и германофилов». Татаро-монгольское иго, собственно, не было игом, а являлось союзом с Ордой, то есть русско-татарским «симбиозом» (в частности, Сартак был побратимом Александра Невского). Монголо-татары являются защитниками Руси от немецкой и литовской угроз, а Куликовская битва была выиграна крещёными татарами, перешедшими на службу московскому князю. Великий князь Дмитрий Иванович на Куликовом поле сражался с «агрессией Запада и союзной с ней ордой Мамая».

Заключение.

В 21 веке благодаря развитию информационных технологий антимонгольская теория становится все более и более популярной, но зачастую для многих она существует отдельно от евразийства. К тому же, она всячески видоизменяется, но суть остается одна: негативное влияние монголов на Древнюю Русь преувеличено, если оно вообще было. Одними из главных популяризаторов данной теории выступили: телеканал «РЕН-ТВ» в одном из фильмов серии «странное дело»; Александр Невзоров (был лично знаком с Л.Н Гумилёвым) в выступлении от 16.11.2016; Данила Поперечный в серии роликов «Реальная история» в шуточной форме пересказал антимонгольскую теорию, но из-за убедительности речи многие приняли это как рассказ «реальной истории», а не критической теории. Ролик называется «ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО».

Но больше всего на распространение тех или иных форм антимонгольской теории влияют различные интернет-форумы, а также любые социальные сети.