Найти тему
home-music

Настройка кроссовера АС

Оглавление
катушка
катушка

Звук аудиосистемы (далее системы) зависит от многих факторов и должен отвечать требованиям владельца. Кто занимается самостоятельным изготовлением компонентов системы, имеет возможность выполнения некоторых шагов по получению желаемого звучания. При самостоятельном изготовлении АС на базе пассивных кроссоверов доводка звучания системы выполняется изменением их параметров. Цель данной операции получить сбалансированное звучание конкретной системы.

Сбалансированное звучание не означает обеспечение плоской АЧХ.

Сбалансированное звучание – звук, который на удобных для слушателя уровнях громкости не имеет выраженных подъемов или завалов частот, тонально устраивающий слушателя, напоминающий реальные звуки, способный передать эмоции. Настройкой кроссовера иногда можно уменьшить влияние переотражений в конкретной комнате для прослушивания, уменьшить проявление стоящих волн или уплотнений баса. Настройкой кроссовера можно усилить эмоциональное воздействие звука системы или сделать его пресным, мониторным. Кроссовер – инструмент настройки и доводки звука, сродни настройки музыкального инструмента. Только настройкой кроссовера можно менять тональность звука всего слышимого диапазона.

Я люблю широкополосный звук.

Он отличается от многополосных систем, у которых три-четыре и более полос. Звук широкополосного динамика менее точный и тем самым более протяжный, более мелодичный, более певучий. Мне представляется, что он еще и ближе к натуральности, так как не дробит звук на части как в многополосной системе, воспроизводит его как единый источник. Такие дифирамбы широкополоснику не найдут отклика у поклонников современного подхода к многополосному звуку.

Не стану никого переубеждать.

Небольшое отклонение от темы настройки кроссовера. Если продолжить о звуке широкополосного, собственные ощущения таковы. Широкополосник может быть сильным источником звука. С ростом размера динамика, растет масштаб звуковых образов. Размер комнаты, где установлена система не стеснит звук большого динамика. Музыка далеко не всегда должна звучать как будто вы в первом ряду на рок концерте. Зато большой динамик монументально передаст драматические моменты музыки и на низкой громкости. Он делает это великолепно за счет большой площади излучения. Можно сказать о потере микро динамики за счет повышенной массы подвижной части. Такой эффект присутствует. Только большой размер обеспечивает больший реализм звука. Да, это компромисс и требуется собственный выбор какой звук вы хотите слушать. Не раз ловил себя на том, что у динамика малого размера слышно больше переходов звука, что звук меньшего динамика более яркий. Только переключая после этого музыку на АС с 15-ти дюймовым широкополосником, снова и снова возникает желание слушать именно его. Кто не имеет возможности провести такое сравнение, просто поверьте в высокий ресурс большого широкополосного динамика.

Здесь бы обратил внимание на выбор динамика для получения эмоционального звука. Будут иметь преимущества динамики с: малым ходом, мощным магнитом, низкой индуктивностью звуковой катушки, резонансной частотой 45-55Гц и запасом мощности. Есть мнение о преимуществе магнита Алнико перед другими типами магнитов. У меня таких предпочтений нет. Качество источника звука окажет доминирующее влияние, качество используемых кабелей – тоже важный фактор. Не могу уверенно сказать, что одного широкополосного динамика достаточно для всей полосы воспроизводимых частот. Когда в колонке установлен один динамик. Это вполне возможно при размерах 8-10дюймов. При большем размере диффузора ему сложнее достаточно хорошо передать высокие частоты и может возникнуть необходимость в установке дополнительного ВЧ динамика. В таком случае предпочитаю использование коаксиального динамика.

И снова кроссовер.

Для случая широкополосного динамика, работающего во всем диапазоне (до 20кГц) требуется использование корректирующего фильтра. Такой фильтр может быть выполнен в качестве вариантов L-R или L-R-C (см. приложенную схему). Индуктивность срезает излишнюю яркость на СЧ, сопротивление фиксирует средние частоты на выбранном уровне, а при необходимости конденсатор может выполнить подъем высоких частот на выбранном отрезке АЧХ. Если в АС используется коаксиальный динамик, или используется классическая двухполосная система – процедура немного меняется. Здесь присутствует разделительный кроссовер, который не только срезает выброс средних частот, но и согласует его совместную работу с ВЧ динамиком. Замечено, что корректировка АЧХ широкополосного динамика позволяет оптимизировать звучание АС, сбалансировать звук, сделать его солидным, не уступающим хайэндным системам. Все, как обычно, скрывается в мелочах.

Для получения лучшего звука нужны опыт и возможности: измерительные приборы для оценки полученного результата. Этот случай наверняка. Что делать, когда есть только желание иметь отличный звук и готовность построить самостоятельно колонки. Практика показывает то, что приложив усилия для получения плоской АЧХ новых колонок, относительно конечно, такой звук не принимается душой. Далее отстройка производится поиском новых параметров кроссовера/ фильтра до получения эмоционального отклика. Такая работа могла занимать мучительно долгое время. На каком-то этапе я начал использовать катушки индуктивности, а секрет сбалансированного звука находится во многом в ней, с промежуточными отводами. С такой катушкой появляется возможность быстрого перебора возможных вариантов звука и быстрой оценки результата изменений. Можно задержаться для детального прослушивания, можно вернуться или пойти дальше по номиналам. Изготовить такую катушку сложнее и дороже, но в целом такой подход обеспечит быстрый выход на результат. А если номиналов достаточно, выход на результат может быть максимально оптимизирован. Т.е. получить звук, у которого бас, СЧ и ВЧ имеют уровни, при которых они не мешают друг другу и, в то же время, четко слышны, обеспечивают музыкальность, певучесть и эмоциональность.

Еще рекомендация.

Какое-то время назад заметил продукцию голландской компании ДуэляндКогерентАудио. Их продукция изготавливается вручную, точно и она соответствует максимальному уровню требований по качеству звука. Естественно, ценник нешуточный. Применительно к катушкам индуктивности – выбирают качественный эмальпровод, выполняют точный номинал и заливают катушку в тубе эпоксидным компаундом. Цель – фиксация витков катушки, что важно при повышенной громкости прослушивания музыки. Точность передачи ударов барабана становится выше. Этот эффект усиливается для случая катушки с промежуточными отводами, так как рыхлость катушки с отводами выше. Сейчас для себя и своих заказчиков я делаю именно такие катушки. Не игнорируйте эту возможность, особенно для случаев использования качественных динамиков. Для заливки применяйте эпоксидные компаунды с высокой жидкотекучестью для лучшего проникновения в межвитковое пространство. Такие компаунды имеют более длительный период сушки, но гарантируют наилучший результат.

На фото ниже моя очередная продукция: катушки индуктивности залитые черным компаундом. Одни катушки с фиксированным номиналом – для ВЧ, другие для ШП – разбиты пополам, каждая половина выполнена на пять номиналов, а в результате до 30-ти номиналов значений общей индуктивности. Также приложены две возможные схемы кроссовера и корректирующего фильтра.

Автор: Юрий Кобзарь