Найти тему
ГСС

Разорённый горно-обогатительный комбинат на Кавказе. День 2. Туман, снег и промокшие ноги.

Оглавление

Рано утром нас разбудил призыв муэдзина на молитву. Как только голос, усиленный динамиками, смолк, послышался рокот мотора. Сначала он приблизился, а потом удалился. Это хорошо. Машина оставит колеи. По ним удобно идти, и не оставим следов собственных.

Доспав законный час до подъёма, встали и приступили к утреннему моциону. Прежде всего я выглянул из окна и попробовал оценить глубину снега, нападавшего за ночь.

- Сантиметров десять… не меньше…

Вернулся в комнату, где стояла палатка. Макс вскипятил воду, занялись завтраком.

- Смотри, Макс. Снега выпало дохрена. Снег мокрый. Будь мы хоть в зимних берцах, всё равно промокнем насквозь. Есть вариант пересидеть этот день в лагере, а завтра отправиться по объектам. Как раз на такой случай я заложил запас по времени в один день.

- Хэлл, это, конечно, хорошая мысль. Но ты уверен, что снег растает за день? Даже если прогноз погоды будет благоприятным, нет никакой гарантии, что завтра опять не навалит, - резонно заметил Макс и добавил, - Считаю, нужно выдвигаться сегодня.

- Логично, - согласился я. – Ну, тогда доедаем кашу и вперёд.

Распихали самое необходимое по карманам и подсумкам. Вышли на улицу.

Туман сгустился ещё больше, чем вчера.

Первый день. Подъём в горы. Ищем входы в туннели

-2

Радовало то, что за ночь по дорогам проехала не одна, а несколько машин, и после них остались чёткие колеи.

-3

Появилась возможность идти по торной дорожке, а не пинать снег, и отсрочить противный момент промокания обуви.

Начали бодро. Первые пять километров прошли «на ура!». Определив, что дорога с колеёй тянется до самой дальней отмеченной нами цели, решили сходить «на дальняк». Вдруг и правда завтра насыплет сугробы по колено? Тогда дальние вылазки станут трудны.

- Опа! Что это темнеет слева? Вход в штольню? Отлично, нам туда!

-4

Круглый свод штольни был укреплён железобетонными тюбингами. Они выглядели внушительно, но некоторые под давление горной породы уже вылезли из своих гнёзд.

-5
-6

Углубились до поворота.

-7

- Хэлл, ты заметил, тяги нет? – спросил товарищ.

- Действительно. Значит, она не соединяется с общей сетью выработок. Либо где-то перекрыта обвалом.

Вскоре луч фонаря упёрся в нагромождение породы, полностью перекрывшей дальнейший путь.

-8

- Тут не повезло. Пойдём дальше. Думаю, нам встретится что-нибудь более проходимое.

Однако, сколько мы дальше не шли, а «что-нибудь более проходимое» не попадалось.

То вход был обрушен.

-9

Либо имел вид дикий, как пещера дракона.

-10

В прочем, чёрт с ним, с драконом. Это же не монтер, и не ЧОП, потому и не страшен. Но в таких местах ожидало разочарование – снова обвал породы через пару десятков метров и сильное подтопление.

-11

Или под обманчиво прочным на вид льдом, обнаруживалась полуметровая глубина. Наступи, и освежишься в холодной горной водичке.

-12
-13

По льду даже не проползти, настолько он хрупок. Вот если бы были заброды… Идём дальше.

После очередного поворота стал хорошо различим шум горного ручья. Ещё при планировании маршрута я задавался вопросом: какая через него переправа? На какой высоте расположен мост? Вопрос не праздный, если рассматривать ручей как потенциальный источник питьевой воды. Но по факту никакого моста не было. Ручей переезжали вброд.

-14
-15

Как раз, когда мы подошли к броду, там застряла «буханка» с четырьмя местными жителями на борту. Кажется, острый камень пробил колесо, и двое мужчин меняли его. А ещё двое стояли рядом и помогали то ли советом, то ли прибаутками. Завидев нас, один из стоявших махнул рукой и крикнул нам:

- Вы куда?

Обычно такой вопрос слышишь при «запале», и потому реакция вырабатывается соответствующая.

- Да, так… гуляем, - выдал я ходовую фразу.

- А-а-а… я думал, у вас тоже машина сломалась. Подвезти можем, если нужно. Сейчас только починим.

- Спасибо, не нужно. Мы пешком. Туристы.

- А-а, ладно… - мужчина пожал плечами и повернулся к спутникам, занимавшимся колесом.

Давно заметил, что в горах, в северных широтах, в зоне степей и полупустынь и в других регионах, где природа особо не балует человека. Местные не проявляют к случайному путнику досужий мещанский интерес. А если и проявляют, то всегда с искренней готовностью бескорыстно помочь: подвезти, накормить, предоставить ночлег, поделиться необходимым. И это не этикет или вежливость, но норма жизни.

Двинули дальше.

-16

После ручья дорога пошла на подъём.

-17

Берцы всё же успели напитаться влагой, и пальцы ног сквозь ещё сухую ткань портянки ощутили холодок подступающей влаги. Но ничего. Половину пути до искомой точки прошли, хотя и не самую трудную.

Подъём в горку сам по себе – пустяк. Но сыреющие ноги и плохой обзор не добавляли оптимизма. Снова зигзаг серпантина. На «пиках» зигзага казалось, вот сейчас подойдём и увидим заветную отворотку, которая приведёт прямо на объект. Навигатор чётко показывал: до объекта сто пятьдесят метров. Но нет. Раз разом не было даже намёка на ответвление. Будь ясная погода, мы без труда определили бы высотное положение объекта. И либо нашли уже существующий подъездной путь, либо добрались по склонам. Зигзаг пройден, пунктир дороги на карте уходил к перевалу, прочь от нашей цели. На месте, где ожидали увидеть подход к точке, обозначенной незамысловатым названием «нечто немаленькое», верхушка горы и покрытые снегом камни, камни, камни…

-18

Макс вылез на склон, и чуть поднялся на вершину, но ничего не разглядел.

- Видимо, не судьба. Пойдём, Макс, обратно. Ты взял путлибы?

- Да.

- Предлагаю разыграть их на спуске.

Товарищ извлёк из подсумка два квадратика, завёрнутых в пищевую бумагу, и отдал один мне.

Знатную штуку он научился делать. Рецепт простой. Овсянка, банан, мёд, - вот и все ингредиенты. Едва сладкий, мягкий, хорошо жуётся. Конечно, это не толкиеновский путлиб, которого хватает на весь день. Но по калорийности один путлиб может заменить завтрак или ужин.

Когда вернулись к ручью, «буханка» уже уехала, а наши берцы промокли насквозь.

На обратной дороге к высоте, где располагался наш временный дом, повстречались с целой автоколонной. Впереди шла «буханка», за ней ползла «шишига», замыкал колонну «козёл». Отошли в сторону и пропустили машины, приветствуя водителей поднятой рукой. Они ответили тем же. Недоумённые улыбающиеся лица явно говорило о том, что они не привыкли наблюдать на этой дороге пеших.

Поворот к лагерю. Хотя изрядно устали, но прошли так, чтобы следы на снегу не выдали. И вот, палатка.

-19

Берцы долой, потом их просушим. Но портянки и стельки засунули в спальник. За ночь высохнут. Ещё нужно согреть ноги. В ход пошли шерстяные носки и порошковые грелки.

Остаток дня посвятили отдыху и планированию маршрута на следующий день.

Читайте другие части отчёта об этом путешествии:

День 1. Подъём в горы. Ищем входы в туннели.

День 2. Туман, снег и промокшие ноги.

День 3. Мы забрались выше облаков и смогли одновременно попасть в подземелья.

День 4. Старые фотографии и нынешняя разруха. Искали Веру Флёрову.

День 5 и 6. Нашли схрон «металлистов» и снова заглянули в шахты.

----------------------------------------------------------------------------------

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Больше отчётов на нашем сайте

Экскурсии по заброшенным местам

Книга о подземных реках Москвы

Книга "Эпидемия добра"