Рано утром нас разбудил призыв муэдзина на молитву. Как только голос, усиленный динамиками, смолк, послышался рокот мотора. Сначала он приблизился, а потом удалился. Это хорошо. Машина оставит колеи. По ним удобно идти, и не оставим следов собственных.
Доспав законный час до подъёма, встали и приступили к утреннему моциону. Прежде всего я выглянул из окна и попробовал оценить глубину снега, нападавшего за ночь.
- Сантиметров десять… не меньше…
Вернулся в комнату, где стояла палатка. Макс вскипятил воду, занялись завтраком.
- Смотри, Макс. Снега выпало дохрена. Снег мокрый. Будь мы хоть в зимних берцах, всё равно промокнем насквозь. Есть вариант пересидеть этот день в лагере, а завтра отправиться по объектам. Как раз на такой случай я заложил запас по времени в один день.
- Хэлл, это, конечно, хорошая мысль. Но ты уверен, что снег растает за день? Даже если прогноз погоды будет благоприятным, нет никакой гарантии, что завтра опять не навалит, - резонно заметил Макс и добавил, - Считаю, нужно выдвигаться сегодня.
- Логично, - согласился я. – Ну, тогда доедаем кашу и вперёд.
Распихали самое необходимое по карманам и подсумкам. Вышли на улицу.
Туман сгустился ещё больше, чем вчера.
Первый день. Подъём в горы. Ищем входы в туннели
Радовало то, что за ночь по дорогам проехала не одна, а несколько машин, и после них остались чёткие колеи.
Появилась возможность идти по торной дорожке, а не пинать снег, и отсрочить противный момент промокания обуви.
Начали бодро. Первые пять километров прошли «на ура!». Определив, что дорога с колеёй тянется до самой дальней отмеченной нами цели, решили сходить «на дальняк». Вдруг и правда завтра насыплет сугробы по колено? Тогда дальние вылазки станут трудны.
- Опа! Что это темнеет слева? Вход в штольню? Отлично, нам туда!
Круглый свод штольни был укреплён железобетонными тюбингами. Они выглядели внушительно, но некоторые под давление горной породы уже вылезли из своих гнёзд.
Углубились до поворота.
- Хэлл, ты заметил, тяги нет? – спросил товарищ.
- Действительно. Значит, она не соединяется с общей сетью выработок. Либо где-то перекрыта обвалом.
Вскоре луч фонаря упёрся в нагромождение породы, полностью перекрывшей дальнейший путь.
- Тут не повезло. Пойдём дальше. Думаю, нам встретится что-нибудь более проходимое.
Однако, сколько мы дальше не шли, а «что-нибудь более проходимое» не попадалось.
То вход был обрушен.
Либо имел вид дикий, как пещера дракона.
В прочем, чёрт с ним, с драконом. Это же не монтер, и не ЧОП, потому и не страшен. Но в таких местах ожидало разочарование – снова обвал породы через пару десятков метров и сильное подтопление.
Или под обманчиво прочным на вид льдом, обнаруживалась полуметровая глубина. Наступи, и освежишься в холодной горной водичке.
По льду даже не проползти, настолько он хрупок. Вот если бы были заброды… Идём дальше.
После очередного поворота стал хорошо различим шум горного ручья. Ещё при планировании маршрута я задавался вопросом: какая через него переправа? На какой высоте расположен мост? Вопрос не праздный, если рассматривать ручей как потенциальный источник питьевой воды. Но по факту никакого моста не было. Ручей переезжали вброд.
Как раз, когда мы подошли к броду, там застряла «буханка» с четырьмя местными жителями на борту. Кажется, острый камень пробил колесо, и двое мужчин меняли его. А ещё двое стояли рядом и помогали то ли советом, то ли прибаутками. Завидев нас, один из стоявших махнул рукой и крикнул нам:
- Вы куда?
Обычно такой вопрос слышишь при «запале», и потому реакция вырабатывается соответствующая.
- Да, так… гуляем, - выдал я ходовую фразу.
- А-а-а… я думал, у вас тоже машина сломалась. Подвезти можем, если нужно. Сейчас только починим.
- Спасибо, не нужно. Мы пешком. Туристы.
- А-а, ладно… - мужчина пожал плечами и повернулся к спутникам, занимавшимся колесом.
Давно заметил, что в горах, в северных широтах, в зоне степей и полупустынь и в других регионах, где природа особо не балует человека. Местные не проявляют к случайному путнику досужий мещанский интерес. А если и проявляют, то всегда с искренней готовностью бескорыстно помочь: подвезти, накормить, предоставить ночлег, поделиться необходимым. И это не этикет или вежливость, но норма жизни.
Двинули дальше.
После ручья дорога пошла на подъём.
Берцы всё же успели напитаться влагой, и пальцы ног сквозь ещё сухую ткань портянки ощутили холодок подступающей влаги. Но ничего. Половину пути до искомой точки прошли, хотя и не самую трудную.
Подъём в горку сам по себе – пустяк. Но сыреющие ноги и плохой обзор не добавляли оптимизма. Снова зигзаг серпантина. На «пиках» зигзага казалось, вот сейчас подойдём и увидим заветную отворотку, которая приведёт прямо на объект. Навигатор чётко показывал: до объекта сто пятьдесят метров. Но нет. Раз разом не было даже намёка на ответвление. Будь ясная погода, мы без труда определили бы высотное положение объекта. И либо нашли уже существующий подъездной путь, либо добрались по склонам. Зигзаг пройден, пунктир дороги на карте уходил к перевалу, прочь от нашей цели. На месте, где ожидали увидеть подход к точке, обозначенной незамысловатым названием «нечто немаленькое», верхушка горы и покрытые снегом камни, камни, камни…
Макс вылез на склон, и чуть поднялся на вершину, но ничего не разглядел.
- Видимо, не судьба. Пойдём, Макс, обратно. Ты взял путлибы?
- Да.
- Предлагаю разыграть их на спуске.
Товарищ извлёк из подсумка два квадратика, завёрнутых в пищевую бумагу, и отдал один мне.
Знатную штуку он научился делать. Рецепт простой. Овсянка, банан, мёд, - вот и все ингредиенты. Едва сладкий, мягкий, хорошо жуётся. Конечно, это не толкиеновский путлиб, которого хватает на весь день. Но по калорийности один путлиб может заменить завтрак или ужин.
Когда вернулись к ручью, «буханка» уже уехала, а наши берцы промокли насквозь.
На обратной дороге к высоте, где располагался наш временный дом, повстречались с целой автоколонной. Впереди шла «буханка», за ней ползла «шишига», замыкал колонну «козёл». Отошли в сторону и пропустили машины, приветствуя водителей поднятой рукой. Они ответили тем же. Недоумённые улыбающиеся лица явно говорило о том, что они не привыкли наблюдать на этой дороге пеших.
Поворот к лагерю. Хотя изрядно устали, но прошли так, чтобы следы на снегу не выдали. И вот, палатка.
Берцы долой, потом их просушим. Но портянки и стельки засунули в спальник. За ночь высохнут. Ещё нужно согреть ноги. В ход пошли шерстяные носки и порошковые грелки.
Остаток дня посвятили отдыху и планированию маршрута на следующий день.
Читайте другие части отчёта об этом путешествии:
День 1. Подъём в горы. Ищем входы в туннели.
День 2. Туман, снег и промокшие ноги.
День 3. Мы забрались выше облаков и смогли одновременно попасть в подземелья.
День 4. Старые фотографии и нынешняя разруха. Искали Веру Флёрову.
День 5 и 6. Нашли схрон «металлистов» и снова заглянули в шахты.
----------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за внимание, дорогой читатель!