(Автор: Николай Чувиков)
Вплоть до момента выпуска группой альбома "The Holographic Principle" Epica являлись для меня своеобразной музыкальной энигмой: с одной стороны, их музыка чрезвычайно радовала меня своими навороченными оркестровыми аранжировками и общим эпичным настроем (серьёзно, почти каждый их трек всегда звучит так, будто он намеренно хочет казаться самым значимым событием во всей мировой музыке), но, с другой стороны, мне всегда казалось, что музыкантам сим не хватает какого-то важного и незаменимого компонента, что отличает хорошую группу от действительно гениальной. И вот в 2016 году я наконец-то понял, чего именно мне недоставало в песнях от Epica - эмоций. То есть их песни всегда были мастерски сведены, могли похвастаться роскошными аранжировками и активно пестовали внушительной техникой исполнения (и это касалось как гитар, клавишных и ритм-секции, так и чистого вокала Симоны Симмонз, про который в народе настоящие легенды ходят - от него мальчики становятся мужчинами, а глубокие старики возвращаются к жизни...), но вот... живости в них было примерно столько же, как в лежащем передо мной плюшевом пауке, которого я купил в зоопарке Кёльна. А живость как раз-таки определяется теми самыми эмоциями, что я не увидел ни на "The Phantom Agony", ни на "Design Your Universe", ни даже на "The Quantum Enigma". Зато вот на "The Holographic Principle" Epica внезапно нашли новое звучание: гораздо более активное, динамичное и даже проникнутое настоящими и неподдельными чувствами.
Теперь же на дворе 2021 год, и совсем недавно голландцы разжились новой записью под названием "Omega", которая сразу же поставила меня перед вопросом: продолжили ли музыканты свой новый курс, взятый ими на пластинке 2016-го, или же вернулись в лоно более раннего звучания, которое, скажем честно, всегда страдало от переизбытка эпичности и чувства собственной значимости? На самом деле определённого ответа на этот вопрос нет - получилось так, что Epica решили погнаться за двумя зайцами сразу, но в итоге поймали лишь одного, что, наверное, и неплохо, ибо обычно такие охотники уходят из лесу ни с чем.
На поверхности Epica продолжают звучать ровно так же, как они звучали ещё в 2003 году: пауэр-металлический базис, немного прогрессивного налёта, жирные и временами даже подминающие-под-себя-всё-остальное оркестровые аранжировки, попеременные заимствования из западных и восточных музыкальных традиций, сногсшибательный чистый вокал, кошмарный и буквально фейспалмовый гроулинг, невменяемая лирика, непередаваемое чувство собственной значимости, - у этого музыкального микса есть свои фанаты, и даже если я себя таковым не считаю, то я всегда находил определённую прелесть в этом подходе голландцев к музыке. Конечно, можно заявить, что группа практически не менялась на протяжении почти двадцати лет, но самом деле это не совсем так - тот же самый прекрасный релиз "The Holographic Principle" продемонстрировал нам новую, можно даже сказать "голливудскую", сторону группы и показал, что их формула ещё может казаться свежей и актуальной. На "Omega" же музыканты, как я уже говорил выше, решили объединить старое с новым, что, честно говоря, становится залогом того, что новый альбом кажется каким-то проходным - будто всё это мы уже слышали... Но, опять же, в нашем распоряжении остаются те самые пятьдесят процентов, которые унаследовали саунд "The Holographic Principle", а потому радуют сверх всякой меры.
"Abyss Of Time (Countdown To Singularity)" радует своими меняющимися ритмиками, роскошными прогрессивными гитарными риффами, немного истеричной и очень эмоциональной мелодией, а также тем самым ужасным гроулингом, без которого я Epica вообще представить не могу. Симфонические аранжировки не кажутся здесь перегруженными, а являются органичным дополнением к гитарному звучанию и размашистым мелодиям. Ещё одним бриллиатом альбома является "Gaia", являющаяся современной интерпретацией классического пауэра восьмидесятых - с вагнеровскими мелодиями, красивыми переходами и очень мощной вокальной работой Симоны. Восточные мелодии всегда захватывали меня с головой, а потому не могу не выделить "Code Of Life", где Симмонз показывает такой класс, что во время прослушивания буквально ловишь каждую её интонацию и каждый отзвук её голоса. Припев просто феноменален и даже гроулинг кажется не прилепленным в последний момент дополнением, а вполне логическим развитием песенного сюжета. "The Skeleton Key" немного более типична для группы, но всё же захватывает своим оголтелым драматизмом и выразительным припевом.
Никогда не любил сравнивать Epica с Nightwish, ибо это по сути своей две разные музыкальные единицы, которые напоминают друг о друге разве что симфоническими аранжировками, но трек "Twilight Reverie (The Hypnagogic State)" определённо навеял мне мысли о более позднем творчестве финских коллег Эпики. Осталось лишь понять, хорошо это или плохо...
Проседает же "Omega" ровно в те моменты, когда музыканты больше увлекаются своей собственной значимостью и лирической концепцией, которая заходит на территории герметизма (магико-оккультное и теософское учение, почитающие учения мудреца Гермеса Трисмегиста) и рассказывает слушателю о значении "Изумрудных скрижалей" - книжного памятника средних веков, где, по толкованиям одних исследователей, был зашифрован рецепт философского камня, а, по мнению других, был зашифрован сакральный смысл жизни. Я бы вам ещё рассказал об одной книге под названием "Изумрудная скрижаль Гермеса" за авторством Александра Печенькина, которую я, на свою голову, прочитал во время моего обучения в Лондоне, но я не хочу портить вашу психику, ибо сказано в ней было очень много противоречивых и даже, скажем так, преступных мнений. Ясно одно: концепция сия хоть и интересна, но при этом она буквально излучает ненужный пафос. В итоге такие песни как "Seal Of Soloman", "Freedom (The Wolves Within)" и перетянутая сверх всякой меры "Kingdom Of Heaven (Part III - The Antediluvian Universe)" кажутся песнями неживыми и искусственными и слушать их оказывается искренне неинтересно. Как и всегда, исполнены они на ооочень высоком уровне, но вот финальный результат их восприятия оказывается буквально нулевым.
Некоторые критики в интернете писали о том, что "Omega" является наиболее личным альбомом Epica за всю карьеру группы, но я, честно говоря, не обратил на это внимание. Лирика группы всегда была изрядно оторвана от реальности и подавалась то в оккультные науки, то в демонологию, то в алхимию, то в космологию - и новый альбом не является исключением. С другой стороны, я бы очень удивился, если бы Epica внезапно отбросили эти тематики в сторону и углубились бы в проблемы социума 21 века - их фишка как раз-таки и заключается в их приверженности спиритическим и сакральным наукам. Однако это отнюдь не означает, что их музыка не должна нести в себе никакого эмоционального заряда - "The Holographic Principle" уже показал, что музыканты умеют сочетать свою помпезностью с выразительной динамикой, и я уверен, что "Omega" бы только выиграл, если бы Epica решили бы продолжить эту стилистику. Одако так же мы имеем на руках альбом, который находится в конфликте сам с собой и может показаться слушателем как гениальным, так и искренне тоскливым и выматывающим.