Те, кто со мной давно, знают - сколько км я протопал и сколько встречал людей на своем пути.
Медийной повесткой создана какая-то совершенно неуместная боязнь мусульман. Я с этим часто сталкиваюсь, когда рассказываю о походах людям далёким от путешествий.
В Таджикистан меня провожали как на войну. Люди на полном серьёзе уверены, что там туриста похитят, зарежут, камнями закидают или ещё что плохое сделают…
Алтай же, населённый в основном язычниками, буддистами и христианами известен как туристическая Мекка России и туда едут, не боясь ничего. Обозначу-ка я некоторые подводные камушки!
Так получилось, что я не «матрасник», т.е. в походы хожу не до ближайшей речки «соловья слушать, да водку кушать», а навьючиваю на себя килограмм 30 «самого необходимого» и еду за несколько тысяч км от дома, чтобы прогуляться 100-200 км у чёрта на высокогорных рогах: Алтай, Тянь-Шань, Кавказ, Памир. Хотя и выпить на берегу реки я тоже могу, чего уж греха таить? Ибо «если человек не пьёт и не курит, поневоле задумываешься: а не сволочь ли он?»
Естественно, что мы периодически контактируем с местным населением, которое относится к туристам по-разному.
В мусульманских странах и районах (Памир, Тянь-Шань, Кавказ) я встречал такое гостеприимство, о котором я не то, чтобы не слышал, я даже не представлял, что такое может быть! На улицах города Худжанда (Таджикистан) принято здороваться, когда пересекаешься взглядом с прохожим. Таджики в больших городах говорят на литературном русском языке, даже молодёжь говорит без акцента. В горах, конечно, по-другому. Там из старшего поколения русскоговорящие те, кто либо служили в советской армии, либо работали на стройке в России. Провинциальная молодёжь в горных кишлаках по-русски практически не говорит.
В Киргизии я был, к сожалению, только один раз, но и тот народ запомнился мне своим доброжелательным отношением. Киргизы нас всё время хотели чем-нибудь угостить.
Что касается Кавказа. Когда мы поехали на Land Rover Discovery на Эльбрус, к северному склону, забыли залить бак на крайней заправке. Т.е. на обратную дорогу нам топлива не хватило бы. Когда мы возвращались обратно, местные мужики залили нам в бак здоровое ведро солярки и отказались брать деньги. «Вы гости!»
На южном склоне Эльбруса, когда мы в мае пошли на восхождение и повернули обратно из-за разыгравшейся опасной непогоды, нас подбросил на ратраке до базового лагеря колоритный кавказец с роскошной бородой! За большое человеческое спасибо.
Гуляя по сувенирному рынку Терскола, я периодически слышал от женщин за прилавком: «И к нам подойдите тоже!». Жизнь-то у них видно, что несладкая, но они не жалуются. Сложилось впечатление как о людях с высоким чувством собственного достоинства. Торг на рынке Терскола неуместен! Предупреждаю. Это традиция восточных базаров Средней Азии.
А в Средней Азии тебя не поймут, если сразу выложишь денег столько, сколько запросил продавец. С таджиками и киргизами надо торговаться, активно шутя и жестикулируя!
Единственный минус, который я заметил – это то, что в Средней Азии могут спереть верёвки. Бывалые альпинисты советуют держать их поглубже в рюкзаках. Верёвки очень нужны местным в хозяйстве. В нашей тусовке уфимских туристов, альпинистов давно гуляет история о том, как наши на Памире предотвратили кражу. Ночью проснулись от какого-то шороха, вылезли из палатки, а там кто-то убегает с верёвкой. Одна из суровых уфимских туристок, погнавшись за злоумышленником, запустила в него ледорубом. Клюв ледоруба ткнул ему в спину, он испугался, верёвку бросил и скрылся.
А во всех остальных случаях мы встречали безоговорочное радушие и гостеприимство, ибо по мусульманским обычаям, путник – посланник Аллаха Всевышнего. Если хорошо встретишь путника, получишь благословение. Ссылку на подробный рассказ о том, как нас принял хозяин дома в одном из таджикских кишлаков Зеравшанского хребта, прикреплю в конце этой статьи.
Я, конечно же, говорю сейчас о простом народе! Читатели канала могут припомнить мне статью о том, как нас кошмарила казахская полицейская мафия, и хорошо, значит, читают! Но вы сами прекрасно понимаете, что властьимущие, «комиссары в пыльных шлемах» и народ это, как говорят в Одессе: «две большие разницы!»
Теперь про Алтай. Там, конечно не беспредельщики живут, но могут оставить неприятный осадок. Алтайцы. У них нет такого культа гостеприимства как у мусульман многих национальностей. Кроме того, народ очень малочисленный.
Не хотелось бы бросать тень на весь маленький народ – алтайцев . Говорю исключительно за то, что видел сам на туристских тропах. Охотно верю, что есть и другие . О работящих и доброжелательных алтайцах рассказал Васюков в серии своих прекраснейших фильмов «Счастливые люди. Алтай». О тех, кто разводит скот, о доме ремёсел, где мастер Серемей возродил производство древнего алтайского седла, о бортниках и переработке молока.
Если ты, путешественник, собрался на Алтай, то тебе надо быть готовым к тому, что местные часто будут пытаться содрать денег. Алтайские водители автобусов берут в полтора-два раза больше, чем русские. В райцентре – Усть-Коксе, алтайские водители тусуются в центре, русские – останавливают только на окраине, во избежании стычек.
Алтайцы предоставляют услуги заброски грузов в горы на лошадях. На одну лошадь грузят не более 40 кг. В то время как на Памире, таджик нагрузил 4 наших рюкзака на ослика. Мы тогда забрасывали еду. Рюкзаки не были тяжёлыми, но, тем не менее, 4 облегчённых рюкзака - это более 60-ти кг. Алтаец в таком случае скажет: «Нанимайте вторую лошадь!» Хотя она в два раза больше ослика. А интересно, если я захочу на лошади поехать, меня что, пополам распилить?
Когда алтаец на тракторе подобрал меня на лесном перевале и предложил подвезти, о деньгах он хитренько начал говорить только на полдороги к цели. Причём цену назвал в полтора раза больше, чем стоит заброска на ГАЗ-66. Сторговался. Я конечно не претендую на бесплатный проезд, но в начале разговора он прикидывался радушным хозяином, предлагая подвезти и заночевать. Привыкнув к мусульманскому гостеприимству, я согласился, не думая. Создалось обманчивое впечатление. Вообще, подобное поведение для Киргизов и Таджиков – немыслимо.
Ещё на Алтае всё больше распространяется такая хитрость: брать в аренду участок земли на проходе к интересной локации, ставить шлагбаум и собирать деньги за проход. Деньги часто собирают дети.
Есть, конечно, алтайцы, продающие молочные продукты, мёд, свои сувенирные поделки и я к ним с бесконечным уважением! Они зарабатывают своим трудом, а не хитростью.
А когда человек, который тебе в отцы годится, клянчит 200 рублей, потому, что работать не хочет – противно! Могу, конечно, ещё припомнить не очень приятные эпизоды, но будет уже лишнего. И так уже много наговорил. Тем более, что там ничего криминального, а какая-то мелочность и меркантильность тех, кто вкусил и взлакал лёгких денег на популярных туристских маршрутах. Зачем работать, если можно с туристов драть?
Люди предприимчивые строят турбазы, работящие – производят и продают товары, ленивые – хитрят.
Ещё на Алтае живут русские староверы. Это одни из самых приятных и доброжелательных русских людей, которых я встречал! Народ очень работящий, для них труд – это нормальное состояние.
Со мной произошёл интересный случай, когда я провожал попутчицу на поезд и должен был вернуться в Тюнгур. Ожидая 5 часов машину с БлаБлаКара, читал книгу о староверах Уймонской, долины, купленную в сувенирном магазине неподалёку. Тот водитель позвонил и сказал, что сломался, не поедет. Я пошёл по трассе, голосуя в надежде поймать попутку. Остановилась старенькая «Волга», в ней сидел простой русский мужичок. Бесконечно энергичный и жизнерадостный, который своими байками о деревенской жизни просто сделал мой день! Несмотря на свою простоту, он оказался мужиком с хозяйской хваткой и сильным характером. Мы заехали в его деревню – Гагарку, о которой я только что читал в книге о староверах. Подробнее об этой встрече в статье про байки.
Высказывайтесь о том, с какими сталкивались горцами, ставьте лайки и путешествуйте!
До будущей горы…
P.S. Обещанные ссылки:
Статья про таджикское гостеприимство
Статья про того мужичка из деревни и его забавные байки