Найти в Дзене
Дикий Восток

Алтайцы VS Мусульмане. С какими горцами нужно быть начеку?

Таджики, жители кишлаков Зеравшанского хребта. Август 2014.
Таджики, жители кишлаков Зеравшанского хребта. Август 2014.

Те, кто со мной давно, знают - сколько км я протопал и сколько встречал людей на своем пути.

Медийной повесткой создана какая-то совершенно неуместная боязнь мусульман. Я с этим часто сталкиваюсь, когда рассказываю о походах людям далёким от путешествий.

В Таджикистан меня провожали как на войну. Люди на полном серьёзе уверены, что там туриста похитят, зарежут, камнями закидают или ещё что плохое сделают…

Алтай же, населённый в основном язычниками, буддистами и христианами известен как туристическая Мекка России и туда едут, не боясь ничего. Обозначу-ка я некоторые подводные камушки!

Так получилось, что я не «матрасник», т.е. в походы хожу не до ближайшей речки «соловья слушать, да водку кушать», а навьючиваю на себя килограмм 30 «самого необходимого» и еду за несколько тысяч км от дома, чтобы прогуляться 100-200 км у чёрта на высокогорных рогах: Алтай, Тянь-Шань, Кавказ, Памир. Хотя и выпить на берегу реки я тоже могу, чего уж греха таить? Ибо «если человек не пьёт и не курит, поневоле задумываешься: а не сволочь ли он?»
Я и смородиновый морс на Ороктойской тропе. Алтай. Август 2019.
Я и смородиновый морс на Ороктойской тропе. Алтай. Август 2019.

Естественно, что мы периодически контактируем с местным населением, которое относится к туристам по-разному.

В мусульманских странах и районах (Памир, Тянь-Шань, Кавказ) я встречал такое гостеприимство, о котором я не то, чтобы не слышал, я даже не представлял, что такое может быть! На улицах города Худжанда (Таджикистан) принято здороваться, когда пересекаешься взглядом с прохожим. Таджики в больших городах говорят на литературном русском языке, даже молодёжь говорит без акцента. В горах, конечно, по-другому. Там из старшего поколения русскоговорящие те, кто либо служили в советской армии, либо работали на стройке в России. Провинциальная молодёжь в горных кишлаках по-русски практически не говорит.

В Киргизии я был, к сожалению, только один раз, но и тот народ запомнился мне своим доброжелательным отношением. Киргизы нас всё время хотели чем-нибудь угостить.

Что касается Кавказа. Когда мы поехали на Land Rover Discovery на Эльбрус, к северному склону, забыли залить бак на крайней заправке. Т.е. на обратную дорогу нам топлива не хватило бы. Когда мы возвращались обратно, местные мужики залили нам в бак здоровое ведро солярки и отказались брать деньги. «Вы гости!»

На южном склоне Эльбруса, когда мы в мае пошли на восхождение и повернули обратно из-за разыгравшейся опасной непогоды, нас подбросил на ратраке до базового лагеря колоритный кавказец с роскошной бородой! За большое человеческое спасибо.

Ратрак на южном склоне Эльбруса.
Ратрак на южном склоне Эльбруса.

Гуляя по сувенирному рынку Терскола, я периодически слышал от женщин за прилавком: «И к нам подойдите тоже!». Жизнь-то у них видно, что несладкая, но они не жалуются. Сложилось впечатление как о людях с высоким чувством собственного достоинства. Торг на рынке Терскола неуместен! Предупреждаю. Это традиция восточных базаров Средней Азии.

А в Средней Азии тебя не поймут, если сразу выложишь денег столько, сколько запросил продавец. С таджиками и киргизами надо торговаться, активно шутя и жестикулируя!

Единственный минус, который я заметил – это то, что в Средней Азии могут спереть верёвки. Бывалые альпинисты советуют держать их поглубже в рюкзаках. Верёвки очень нужны местным в хозяйстве. В нашей тусовке уфимских туристов, альпинистов давно гуляет история о том, как наши на Памире предотвратили кражу. Ночью проснулись от какого-то шороха, вылезли из палатки, а там кто-то убегает с верёвкой. Одна из суровых уфимских туристок, погнавшись за злоумышленником, запустила в него ледорубом. Клюв ледоруба ткнул ему в спину, он испугался, верёвку бросил и скрылся.

Шарипов и наши верёвки после снятия их со склона перевала Студёного 3А. Август 2014.
Шарипов и наши верёвки после снятия их со склона перевала Студёного 3А. Август 2014.
А во всех остальных случаях мы встречали безоговорочное радушие и гостеприимство, ибо по мусульманским обычаям, путник – посланник Аллаха Всевышнего. Если хорошо встретишь путника, получишь благословение. Ссылку на подробный рассказ о том, как нас принял хозяин дома в одном из таджикских кишлаков Зеравшанского хребта, прикреплю в конце этой статьи.

Я, конечно же, говорю сейчас о простом народе! Читатели канала могут припомнить мне статью о том, как нас кошмарила казахская полицейская мафия, и хорошо, значит, читают! Но вы сами прекрасно понимаете, что властьимущие, «комиссары в пыльных шлемах» и народ это, как говорят в Одессе: «две большие разницы!»

Теперь про Алтай. Там, конечно не беспредельщики живут, но могут оставить неприятный осадок. Алтайцы. У них нет такого культа гостеприимства как у мусульман многих национальностей. Кроме того, народ очень малочисленный.

Не хотелось бы бросать тень на весь маленький народ – алтайцев . Говорю исключительно за то, что видел сам на туристских тропах. Охотно верю, что есть и другие . О работящих и доброжелательных алтайцах рассказал Васюков в серии своих прекраснейших фильмов «Счастливые люди. Алтай». О тех, кто разводит скот, о доме ремёсел, где мастер Серемей возродил производство древнего алтайского седла, о бортниках и переработке молока.

Если ты, путешественник, собрался на Алтай, то тебе надо быть готовым к тому, что местные часто будут пытаться содрать денег. Алтайские водители автобусов берут в полтора-два раза больше, чем русские. В райцентре – Усть-Коксе, алтайские водители тусуются в центре, русские – останавливают только на окраине, во избежании стычек.

Встретил группу немецких студентов. Алтай. Август 2017.
Встретил группу немецких студентов. Алтай. Август 2017.

Алтайцы предоставляют услуги заброски грузов в горы на лошадях. На одну лошадь грузят не более 40 кг. В то время как на Памире, таджик нагрузил 4 наших рюкзака на ослика. Мы тогда забрасывали еду. Рюкзаки не были тяжёлыми, но, тем не менее, 4 облегчённых рюкзака - это более 60-ти кг. Алтаец в таком случае скажет: «Нанимайте вторую лошадь!» Хотя она в два раза больше ослика. А интересно, если я захочу на лошади поехать, меня что, пополам распилить?

Подъём на перевал Каратюрек 1А. Алтай. Август 2010.
Подъём на перевал Каратюрек 1А. Алтай. Август 2010.
Когда алтаец на тракторе подобрал меня на лесном перевале и предложил подвезти, о деньгах он хитренько начал говорить только на полдороги к цели. Причём цену назвал в полтора раза больше, чем стоит заброска на ГАЗ-66. Сторговался. Я конечно не претендую на бесплатный проезд, но в начале разговора он прикидывался радушным хозяином, предлагая подвезти и заночевать. Привыкнув к мусульманскому гостеприимству, я согласился, не думая. Создалось обманчивое впечатление. Вообще, подобное поведение для Киргизов и Таджиков – немыслимо.

Ещё на Алтае всё больше распространяется такая хитрость: брать в аренду участок земли на проходе к интересной локации, ставить шлагбаум и собирать деньги за проход. Деньги часто собирают дети.

Есть, конечно, алтайцы, продающие молочные продукты, мёд, свои сувенирные поделки и я к ним с бесконечным уважением! Они зарабатывают своим трудом, а не хитростью.

А когда человек, который тебе в отцы годится, клянчит 200 рублей, потому, что работать не хочет – противно! Могу, конечно, ещё припомнить не очень приятные эпизоды, но будет уже лишнего. И так уже много наговорил. Тем более, что там ничего криминального, а какая-то мелочность и меркантильность тех, кто вкусил и взлакал лёгких денег на популярных туристских маршрутах. Зачем работать, если можно с туристов драть?

Люди предприимчивые строят турбазы, работящие – производят и продают товары, ленивые – хитрят.
Турбаза "Вершина Алтая". Село Мульта. Август 2019.
Турбаза "Вершина Алтая". Село Мульта. Август 2019.

Ещё на Алтае живут русские староверы. Это одни из самых приятных и доброжелательных русских людей, которых я встречал! Народ очень работящий, для них труд – это нормальное состояние.

Село Тюнгур. Август 2019.
Село Тюнгур. Август 2019.

Со мной произошёл интересный случай, когда я провожал попутчицу на поезд и должен был вернуться в Тюнгур. Ожидая 5 часов машину с БлаБлаКара, читал книгу о староверах Уймонской, долины, купленную в сувенирном магазине неподалёку. Тот водитель позвонил и сказал, что сломался, не поедет. Я пошёл по трассе, голосуя в надежде поймать попутку. Остановилась старенькая «Волга», в ней сидел простой русский мужичок. Бесконечно энергичный и жизнерадостный, который своими байками о деревенской жизни просто сделал мой день! Несмотря на свою простоту, он оказался мужиком с хозяйской хваткой и сильным характером. Мы заехали в его деревню – Гагарку, о которой я только что читал в книге о староверах. Подробнее об этой встрече в статье про байки.

Высказывайтесь о том, с какими сталкивались горцами, ставьте лайки и путешествуйте!

До будущей горы…

P.S. Обещанные ссылки:

Статья про таджикское гостеприимство

Статья про того мужичка из деревни и его забавные байки