Эта статья создана по большей степени для копирайтеров, редакторов и тех, кому приходится часто и много писать. Но страх белого листа может коснуться абсолютно любого человека: от школьника, которому нужно написать сочинение на ОГЭ, до простого работника, сдающего квартальный отчет. Вместе разберемся, почему мы боимся "белого листа" и как его побороть.
Бывает такое, что я сижу перед пустой страницей документа и не знаю, что написать. Или же другая ситуация - мыслей много, но все они не о том, что нужно. Иногда приходится переписывать самую первую фразу по 10, а то и по 20 раз. Но каждый следующий вариант получается хуже предыдущего.
С такими "приступами оцепенения" сталкиваются многие мои знакомые. И у каждого из них есть свои методы борьбы с этой напастью, вплоть до отключения создания и "писательского транса".
На самом деле, не нужно копать так глубоко. Решение проблемы стоит искать в ее причине.
Причина 1. Нет идеи и четкого плана. Иногда мы просто не знаем, о чем хотим/нужно написать. Дефицит идей часто случается с теми, кому приходится писать что-то быстро, сиюминутно придумывать что-то интересное для аудитории. Что делать? Поскольку проблема эта касается в большей степени блогеров и копирайтеров, отличным решением проблемы может стать создание контент-плана. Главное - не браться за план в тот момент, когда заказчик уже требует статью. Всему нужно свое время. Если это ваш случай, очень советую создавать план в гугл или эксель-таблицах (либо же в формате майнд-карт, если вы разбираетесь в их функционале).
Причина 2. Недостаточно знаний по теме. Вернемся к сочинению для ОГЭ, о котором говорилось ранее. Есть у нас и план, и идеи. Но получается какая-то каша. Все это потому, что нет достаточной теоретической базы. План действий в такой ситуации достаточно простой (из разряда "легко сказать, но трудно сделать") - постоянно расширяйте круг знаний по интересующим вас предметам (как в вопросах учебы, так и в вопросах работы). Читайте научную литературу, статьи, смотрите обучающие видео и выписывайте для себя все самое необходимое. Для закрепления материала почаще практикуйтесь.
Причина 3. Нет первой фразы. Мы привыкли, что любое начало должно быть цепляющим и интересным. Но бывает же такое, что ты знаешь, о чем писать в середине, но не знаешь, как написать первую фразу. Если речь идет не о работах с четкой структурой (например, курсовая или диплом), то можно поступить следующим образом: просто забить. Читателя можно зацепить не только кричащими заголовками и острыми фразочками, но и хорошо организованной структурой изложения. Главное, чтобы все было логично и последовательно. Такой схемы придерживался писатель Владимир Набоков: все идеи он записывал на карточки, из которых впоследствии "собирал" романы. Начните с мысли, которая вдохновляет. Дальше все получится само собой.
Не бойтесь чистого листа! Такое случается с каждым. Просто возьмите на вооружение простой и понятный алгоритм:
Шаг 1. Изучите предмет.
Шаг 2. Составьте план.
Шаг 3. Продумайте структуру.
Шаг 4. Представьте, что читатель - это ваш давний друг, с которым вы делитесь полезной информацией.