Наш гость — Антон Несютин, автор онлайн-школы по обучению детей компьютерным навыкам. Ученики пишут отзывы о том, что на Ваших курсах интересно. Как сделать учёбу не скучной?
Тут всё зависит от предмета и преподавателя. Можно муку и скуку превратить во что-то интересное, если поменять формат. Часто скучно, когда в ученика что-то вливают, а у него нет возможности на это повлиять. Ребёнку можно дать решать задачи в каком-то порядке, а можно предложить выбрать порядок самому. Или же каждая задачка что-то будет скрывать. Секретное слово или монетку. Немножко меняем формат, и уже гораздо интересней.
Я больше за желание ребёнка, что ему нравится, то пускай и изучает. Есть математика, русский и литература в школе, а ребёнку, например, интересна электроника. Тогда мы его отправляем на дополнительный кружок по электронике, хотя вроде как в школьной программе этого нет. Но ему в целом интересно это обучение, это даёт какое-то дополнительное развитие. Либо, если ему нравится математика, можно, например, выбрать кружок по шахматам, программированию. Математика — это не только тысячу примеров. Это ещё и интересные люди, Архимед, Евклид.
Пришёл на скучную лекцию по математике. А там игра настольная. Или он думал, что уравнение — горестная работа, а оказалось, что это весёлое занятие по пересаживанию Икса влево и вправо.
В истории, мне кажется, такого очень много. Когда она изучается поверхностно, это просто последовательность событий. Жили два князя, начали друг с другом ссориться. Один пошёл убивать, а другой стал ему мстить. А потом они сплотились. Оказывается, что внутри там всё не так просто. Если углубляться, оказывается, что много разных точек зрения, как это было и почему. Так что удивление очень полезно для разнообразия обучения.
А что делать, если ученик никак не может понять новую тему? За счёт чего Ваше обучение проходит эффективно, несмотря на то, что детям поначалу многое может быть непонятным?
Уроки бывают разные. Если ребёнок что-то не понимает, то, когда уроки проходят вживую, это сразу видно, даже по лицу ребёнка.
В формате онлайн с этим есть трудности. Например, ребёнок не понял и написал вопрос; или ребёнок не понял, но сам разобрался, или не понял и ничего не стал делать; или не понял и расстроился, перестал курс проходить, потому что подумал, что он неспособный.
Я считаю, главное — подготовиться к тому, что могут быть трудности. И разрешить ребёнку задавать вопросы. Надо дать ему понять, что спрашивать совершенно нормально, можно и нужно. Потому что тогда будет шанс ребёнку помочь. Детям я бы посоветовал никогда не стесняться задавать вопросы.
Хотел бы подчеркнуть разницу у детей на семейном обучении и детей, которые с первого класса в школе. В школе учителя не очень любят, когда задают вопросы, потому что это останавливает урок и сбивает учителя. Поэтому у ребят, которые учатся в школе, формируется что-то, что отбивает желание задавать вопросы.
Ребята на семейном обучении, которые привыкли общаться в процессе учёбы, не боятся завалить родителя вопросами.
Если ребёнок всё услышал, но ничего не понял, можно попробовать объяснить с другой стороны, в игре. Можно отложить предмет на какое-то время, чтобы полежал где-то в мозгу.
Если есть недопонимание, я всегда думаю не что ребёнок глупый, и не что я плохо его обучаю. Такое бывает, что кто-то что-то не понимает. Можно в другой день попытаться объяснить. Я против того, чтобы вдалбливать до победного конца.
Взять, к примеру, куриное яйцо. В принципе, по нему можно несколько раз ложкой треснуть, оно не разобьётся, но потом разобьётся всё равно. Т.е. мы можем ложкой треснуть по яйцу ограниченное количество раз. В какой-то момент оно разбивается, и всё вытекает.
Так и с объяснением. Мы пытались объяснить, ребёнок не понял, попытались ещё раз объяснить. Если мы и дальше продолжаем пытаться, то скорлупа разбивается, и ребёнок уже больше не поймёт. Не нужно кричать, ремнём колотить, лишать всяких развлечений.
Я думаю, плохо, когда какие-то учителя пытаются объяснять по принципу: пока не поймёшь, не отпустим. Это не работает. Есть у меня такие школьные личные воспоминания)
Представьте, что Ваш ребёнок выбрал дополнительный предмет как-то неправильно. Вы считаете, что он не создан для этого предмета. Стоит ли отговаривать ребёнка от выбора?
Я думаю, что нет ничего страшного в том, что ребёнок что-то пробует. Вообще в детстве очень хорошо то, что можно многое попробовать, и, если не понравится, бросить кружок, бросить секцию. Ребёнок имеет право пробовать и передумывать.
Говорить, что идёшь в эту секцию, чтобы стать спортсменом великим, поэтому должен тренироваться каждый день, не очень правильно. Ребёнок может дополнительным предметом выбрать театральный кружок, а для меня технические навыки очень важны. Ну, значит, ребёнок не будет развивать технические навыки, будет в кружке что-то развивать. В любом случае, это выбор ребёнка, и на него давить родителям не стоит. Я бы отговаривать точно не стал.
У меня старший сын с пятого класса пошёл в частную школу. Там небольшой класс. Он очень рад, и я не могу сказать, что жалко, что он с самого начала не пошёл в школу, или жалко, что он пошёл, а не остался на семейном.
Я знаю, что у вас на курсах также есть дети, учащиеся на СО. Могут ли они развиваться так же хорошо, как и те, кто учится в школе?
Тут вопрос такой большой… Есть дети, которые начали сразу учиться на семейном, есть, которые пошли в школу. Есть те, которые поучились в школе, перешли на семейное и потом обратно. Комбинаций может быть много разных.
Мне очень нравится, когда это осознанный выбор и родителей, и ребёнка. Например, учится ребёнок дома. Учится, учится, а в какой-то момент говорит: «Другие-то в школу ходят, и я хочу». Тогда нормально рассказать ему, почему родители выбрали обучение дома, что такое обучение в школе. И ребёнок вполне может захотеть учиться в школе.
Главное, чтобы не было какой-то слепоты: «Я фанат семейного обучения, и мой ребёнок должен любой ценой учиться только дома!» Хотя это может быть неудобно для родителя, или для ребёнка некомфортно.
Мне не нравится думать, что СО — это какая-то дорога на всю жизнь. И какие-то два воюющих лагеря: семейники против школьников.
Школьники говорят: «Вы не социализированы. Сидите дома. Не умеете общаться с людьми!»
Семейники отвечают: «А вы тупеете в школе, потому что просиживаете штаны. Лучше дома уроки делать, а то свободного времени не остаётся!»
Мне не нравится, когда есть такое противостояние.
А как Вы считаете, достаточно ли социализированы дети, учащиеся на СО?
Думаю, что разница есть, и именно в пользу тех, кто на семейном обучении.
С одной стороны, на семейном ребята больше тянутся к общению. И есть реальный недостаток этого общения. Я это вижу по своим детям. Им хочется поболтать, завести какие-то знакомства.
Но при этом у них есть хорошая опора в виде семьи. То есть они других детей не воспринимают как Супер Пупер авторитетов.
Как Вы смотрите на то, что ребята учатся не просто для того, чтобы сдать экзамены, а уже в процессе учёбы начинают применять знания и подрабатывать, развивая какое-то мастерство?
Конечно, положительно. Я понимаю, что можно учиться для того, чтобы экзамены сдать. Это не глупо. Хочется в каком-то институте учиться и жить в общежитии. Есть вступительный экзамен, который нужно сдать .
Но ненормально к чему-то одному фанатично склоняться. Я просто буду отличником. Или, наоборот, не буду получать пятёрки, потому что я весь такой самобытный и всё хорошо понимаю.
Я обучаю детей компьютерной грамотности. Есть программирование, 3D моделирование. Я в целом за развитие компьютерных навыков. Мне кажется, хорошо, когда ребёнок может использовать компьютер на сто процентов, искать в Интернете, узнавать новое, организовывать свой досуг, что-то изучать. Не обязательно то, что я преподаю.
Я считаю, созидательные активности в целом полезны. Например, слепую печать и монтаж видео сравнивать не очень верно, потому что печать — это средство, чтобы быстрее набирать текст, можно писать и искать быстрее.
Монтаж видео — комплексное хобби, прямо профессия: уметь монтировать, снимать и администрировать. И это просто круто.
Ребёнок, который хочет стать видеоблоггером, кучу всего интересного проходит, начинает заниматься и понимает, что на самом деле всё по-другому. Мне кажется, это здорово, когда ты понимаешь, как что устроено.
У нас была ситуация с ученицей, когда нужно было за плату смонтировать ролик. В процессе работы вылезла куча проблем. И мне было интересно, ребёнок бросит или нет. Она ролик заново монтировала раз восемь, наверное. Нужен был не просто видеоролик, он должен был соответствовать цели. Она дошла до конца и выпустила итоговую хорошую версию, на которой мы остановились. Она получила оплату. Вот это очень здорово.
Например, у тебя появилось желание интервью взять. Я горячо это приветствую. В текстовом виде было бы гораздо проще. Я бы скинул ответы, и всё.
Через zoom сложнее было. Надо время обсудить, ссылку создать, нужно сидеть, слушать, что-то говорить — это сложно. Поэтому я этот вариант выбрал. Мне кажется, это правильно.
Но бывает так, что ты что-то делаешь, а мастерство не развивается. Допустим, ты нашёл какую-то подработку. Начал общаться. В итоге потратил время, не получил деньги, или твою работу выбросили, не заплатили тебе. Можно сказать, что зря потратил время. Но это тоже классный опыт того, что бывают разные люди, разные ситуации. Что тебя могут обмануть. И хорошо, когда это происходит на маленьком участке — всего пару часов потратил зря. Мне кажется, такой опыт важен даже больше, чем профессиональный рост.
Приглашённый гость: Антон Несютин, автор онлайн-школы по обучению детей компьютерным навыкам.
Брал интервью: Илья Афонькин, с 5 класса на СО, сдал ОГЭ, учится в колледже
Редактор: Екатерина Карим , редактор канала "Хочу учиться", копирайтер, мама троих детей, старший на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте другие статьи автора:
Пишет выпускник СО: процесс подготовки и сдачи итоговой аттестации
Рассказывают дети на СО: моя система подготовки к промежуточной аттестации
Рассказывают дети на СО: как я учил предметы для ОГЭ
Читайте также статьи других детей на СО:
Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. После Щетинина в обычной школе слишком легко
Пишет 11-летний СОшник: как перестать бояться стоматологов
Прочитайте наблюдения 12-летней ученицы на СО о своих растениях
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.