Найти тему
История войн и оружия

Истребитель Як-7М с тремя 20-мм пушками

В июле 1941 г. на заводе № 115 шли работы по усилению вооружения серийного Як-7, основным переделкам подверглось крыло, его конструкцию позаимствовали у истребителя Як-5 (И-28). Чтобы появилось в крыле место для пушек и боекомплекта объем каждого из крайних баков уменьшили на 23 л. Это все компенсировали дополнительным 80 л баком в задней кабине, пожертвовали всем оборудованием второго пилота. Проводку управления элеронами перенесли за задний лонжерон. На консолях крыла для повышения устойчивости и улучшения маневренных характеристик разместили автоматические предкрылки.

Самолет получил бронеспинку, прицел ПБП-1А, посадочную фару ФС-155 и был подготовлен для монтажа шести реактивных орудий РО-82.

Машина получила заводское обозначение Як-7М она получила мотор-пушку ШВАК с 130 снарядами. При этом пришлось отказаться от синхронного пулемета ШКАС. Все пушки управлялись электричеством, перезарядка была пневматической, причем мотор-пушка допускала ручную перезарядку.

Як-7 с М-105П (1 050 л.с.) должен был по расчетам весить 3 160 кг с 350 снарядами, но на заводских испытаниях с 370 снарядами он весил 3 085 кг. Максимальная скорость у земли 465 км/ч, на 1-й границе высотности (3 400 м) 541 км/ч, на 2-й границе высотности (5 100 м) 555 км/ч. На высоту 5 км самолет забирался за 7,5 минут. Вираж на 1 000 м истребитель делал за 22,2 с.

-2

До полетов сначала дело не дошло, часть завода № 115 эвакуировали в Саратов, где на его основе сформировали самостоятельное ОКБ при заводе № 292. Причем Як-7М погрузили и отправили некомплектным, к тому же часть деталей и материалов растащили на заводе № 292, получилось так, что до летного состояния самолет удалось восстановить только ко 2 октября 1941 г., недостающий комплект предкрылков сделала остающаяся в Москве часть завода № 115.

Самолет облетали 3 октября 1941 г., таким образом были пройдены заводские испытания, затем истребитель передали в НИИ ВВС КА.

Государственные испытания Як-7М проходил с 5 октября по 27 декабря 1941 г. сначала на аэродроме НИИ ВВС в Чкаловской, затем уже на аэродроме Кольцово в г. Свердловске. Несмотря на то, что вес удалось удержать в пределах другого опытного самолета Як-3-1 у которого было такое же вооружение, механизация крыла и мотор, летные характеристики оказались хуже. Максимальная скорость по высотам уменьшилась на 12 - 16 км/ч, время набора высоты на 5 км увеличилось на полминуты, время виража на 1 км на 2 секунды.

По сравнению с серийными Як-1, Як-7А и ЛаГГ-3 истребитель Як-7М обладал сопоставимыми летными данными, за исключением скороподъемности. У Як-7М скороподъемность была 667 м/мин.

В процессе перелета с 26 по 31 октября 1941 г. при перебазировании НИИ ВВС КА к новому месту дислокации, самолет потерпел аварию на промежуточном аэродроме в Казани. На пробеге из-за недостатка воздуха в бортовых баллонах сложилась амортизационная стойка. После ремонта летчик НИИ ВВС КА Прошаков перелетел в Свердловск с выпущенными шасси, а сел без выпуска щитков и без использования тормозов.

-3

13 декабря из-за последствий аварии на самолете сменили мотор, на Як-7М поставили двигатель с Як-1. Одновременно утеплили водо- и маслосистемы для зимней эксплуатации. 23 декабря испытания возобновились, но вскоре их прекратили, так как максимальная скорость упала на 25 км/ч, а скороподъемность упала до 7 м/с. Всего выполнили 39 полетов, в 11 полетах выполнили отстрел оружия в воздухе.

Трехпушечный самолет мог выпустить в 3,92 кг снарядов в секунду, что было больше, чем у Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, "Томогавка", а также у немецких Ме-109F.

Як-7М рекомендовали к серийному производству.

Выявили и недостатки, поскольку крыльевые пушки работали несинхронно точность падала, рекомендовали вести огонь короткими очередями. Также отсутствовала радиостанция и радиополукомпас.

Самолет все же в серию запускать не стали. Калибр пушек ШВАК тогда уже считали недостаточным, а увеличение пушек на самолете затягивало бы подготовку к повторному боевому вылету. Не был реализован другой вариант вооружения: одна пушка Ш-37 и два крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов БС.

Судя по всему не рассматривался вопрос с установкой М-82.

Спасибо за прочтение.