Советы опытного главреда для всех, кто пишет: блогеров, копирайтеров, начинающих журналистов, редакторов и студентов.
«Примеры — это простой способ сделать статью практичнее, интереснее и бойче. Здесь не нужно обладать особыми знаниями или мастерством, достаточно всегда добавлять пример к кусочку теоретического материала, и он станет наглядным. Так даже статьи на скучные темы становятся бодрыми, а абстрактный материал — конкретным», — говорит в своей новой книге «Уступите место драме» соавтор «Пиши, сокращай», редактор Людмила Сарычева.
Делимся советами автора, которые помогут всегда подбирать простые и понятные примеры для ваших статей, постов, заметок и сочинений.
Нет примера — нет статьи
Примеры уместны в интервью, личном опыте, инструкциях, обзорах и репортажах. Без них читателю непонятно, как использовать информацию. С ними текст становится интереснее и убедительнее, а мысль — нагляднее: читатель может представить себя в похожей ситуации.
Без примера
В кратковременном стрессе есть польза: в стрессовой ситуации человек способен быстро принять решение, находить нестандартный выход из ситуации и мобилизовать силы.
С примером
В кратковременном стрессе есть польза. Представьте, что вы сидите в припаркованной у магазина машине, водитель ушел, а вы не умеете водить и никогда не сидели за рулем. И тут машина начинает тихонько скатываться назад. Сначала это незаметно, а потом становится опасным. Вы паникуете, звоните владельцу машины, он не берет трубку, надо что-то делать. И тут вы осматриваетесь, пытаетесь что-то придумать и дергаете ручник. О! Машина остановилась. Это стресс придумал решение.
Примеры должны быть конкретными
Основная и самая частая задача примеров — помочь читателю понять сложную, абстрактную теорию. Такие примеры не обязательно должны выглядеть фактурно и убедительно, главное — пояснить, не переборщив с деталями.
Абстрактный пример
Компания закупает товар у поставщика, чтобы произвести что-то свое. Тогда она платит НДС, который сразу включен в стоимость покупки. А потом она производит свой товар и продает его. И тогда платит НДС с прибыли.
Конкретный
Хлебозавод закупает у колхоза пшеницу на 100 000 рублей. В эту сумму уже входит 20% НДС. Потом хлебозавод производит муку и продает ее на 200 000 рублей. Из этих денег он рассчитает сумму НДС и заплатит ее в налоговую.
Примеры из жизни должны быть обстоятельными и убедительными, а выдуманные для объяснения — четкими и конкретными. Выдуманные специально для статьи, можно чередовать с историями из жизни, судебной практикой, рассказами эксперта и так далее. Все зависит от задачи: хотим дидактично объяснить сложные расчеты — выдуманный подходит лучше, можно подогнать цифры для удобства. Пытаемся переманить на свою сторону или привить какие-то убеждения читателю — приводим реальные примеры из жизни.
Два случая, когда примеры не нужны
Первый — в статье рассказано что-то очень простое, что читатель расшифрует сам:
Обычно работодатели планируют отпуска заранее, на год вперед, и просят сотрудников разбивать 28 дней отпуска на два отрезка по две недели. Например, Геннадий работает в торговой компании и планирует отпуск на следующий год. Всего ему положено 28 дней, которые он разбивает на два отрезка по две недели. В итоге получается так: первый отпуск у него с 1 по 14 апреля, а второй — с 5 по 18 августа.
Пример с Геннадием лишний. Читатели сами могут посчитать. У каждого есть опыт взаимодействия с днями, неделями, месяцами и годами, и нет необходимости это объяснять.
Второй — когда случай, единственный пример, который есть, — это история из жизни известного человека. Кажется, она сделает текст убедительнее, а получается наоборот.
Скука бывает полезна в работе и становится толчком для генерации новых идей. Стив Джобс высоко ценил скуку и говорил: «Что может быть лучше скуки? Ведь...»
Это выглядит так, будто автор начитался пабликов с цитатами известных людей и теперь хочет вдохновлять ими остальных. Проблема в том, что читатель не ассоциирует себя со Стивом Джобсом, Опрой Уинфри, Уорреном Баффетом, Биллом Гейтсом, принцессой Дианой. Живые истории простых людей куда убедительнее Стива Джобса. Обычно авторы приводят в пример известных людей, чтобы доказать свою мысль. Мол, если так говорил Стив Джобс, то это точно правда. Но это не так. Примеры — это никогда не доказательство. Доказательствами могут служить только факты, а остальное — просто мнение. Поэтому пожелание напоследок: оставьте Джобса в покое.
Как делать любой текст захватывающим. Как придумывать заголовки, которые побуждают читать дальше. Когда нужна драматургия и почему нельзя бояться шутить много и обо всем. Писать «в мире читателя» поможет книга Людмилы Сарычевой «Уступите место драме. Как писать интересно даже на скучные темы. Копирайтерам, журналистам, редакторам».