Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Ирокезы, катоба и два дымящихся ствола. Маленькая трагедия дикого леса

Пока индейские племена де-факто сохраняли свою независимость, между ними всегда шла многолетняя резня. Причин было множество: споры за охотничьи угодья, старинная кровная месть, просто потому-что "те другие не похожи на нас" и т.д. Белый человек порой становился свидетелем таких разборок, но большая их часть прошла для него незамеченными под сенью девственных лесов и мареве безграничных прерий.

Но все же следы этой малой войны нет-нет, да и попадались на глаза европейским путешественникам. Здесь кучка костей, побелевших от времени, там какое-нибудь урочище, со звучным названием "Место, где мы убили много врагов" или что-нибудь в этом роде.

Летом 1745 года, одно из таких мест "боевой индейской славы", сохранившей следы кратковременной, но жесткой схватки, описал Август Готлиб Спангенберг, глава христианской миссии Моравских братьев в британских колониях Северной Америки. Он с братьями по вере направлялся к ирокезам-онондаго, чтобы просить разрешения основать моравскую миссию в долине реки Саскуэханна.

Вечером 10 июня 1745 года, недалеко от Западной ветки Саскуэханны они остановились на ночлег около солонца, "где часто бывают лоси". Один из их проводников или переводчиков рассказали следующую историю об этом месте.

Здесь однажды погибли трое индейцев. Два воина-могавка из Шести Наций ирокезов вели к онондага двоих пленников из племени Плоскоголовых (катоба). Пленники вели себя смирно, а по индейскому счету (50 миль в день) до родных Длинных домов было не так уж и далеко, поэтому руки катоба связаны не были.

Ирокезы остановились на ночлег в хорошо знакомом месте и занялись приготовлением ужина. Пока внимание охраны было отвлечено на стряпню, пленники завладели ружьями и тут же застрелили одного из противников. Второй ирокез бросился в чащу. Катоба догнали его и убили, но прежде чем пасть в неравной схватке, воин-ирокез смертельно ранил своим томагавком одного из преследователей. Последний из оставшихся в живых катоба благополучно сбежал.

Как отмечал в своем дневнике Спангенберг:

Следы от ударов томагавков все еще можно увидеть на деревьях.
Схватка катоба с ирокезами. Автор Ф.Д.З.
Схватка катоба с ирокезами. Автор Ф.Д.З.

Парой дней раньше Спангенберг встретил на своем пути прообраз двух таких смельчаков ирокезов:

"Нас настигли два индейских воина, один из них был онейда из деревни Отстонвакен, а другой онодаго. У последнего не было ни обуви, ни чулок (леггинов), ни одеяла, ни ружья, ни топора, ни огнива, ни ножа, и он был почти что голым, тем не менее, в этом состоянии он был полон решимости предпринять 300-мильное путешествие по лесной глуши.

Конрад Вейзер (переводчик и индейский агент) спросил его, как он в его нынешнем состоянии собирается продолжать свое путешествие. Тот ответил:

Бог, что живет на Небесах, сотворил землю и все создания. Он населил лесную глушь столькими живыми существами, что я в состоянии обеспечить себя всем необходимым.

Оба воина возвращались из набега против Плоскоголовых и потеряли все, кроме собственных жизней".

Источник - Moravian journals relating to central New York, 1745-66.

P.S. Любопытная деталь, нигде мне не встречавшаяся ранее, Спангенберг называл в своем дневнике ирокезов (2 раза) словом "Магуа". В примечаниях к переводу дневника значится следующая информация - Магуа или Маква - распространенное среди алгонкино-говорящих племен прозвище могавков.

Вас могут заинтересовать другие мои статьи по данной тематике: Как коварные катоба "минировали" ирокезские тропы // Все о Магуа.