Найти тему
Аплодисменты

Жесткий режиссер Татьяна Лиознова

https://www.kino-teatr.ru
https://www.kino-teatr.ru

Десятки лучших актеров страны в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и хрупкая женщина, режиссер Татьяна Лиознова. На площадке больше было актеров-мужчин, уже известных, прославленных, и все они, как в одном оркестре смотрели на своего дирижера (режиссера).

Кто бы мог подумать, что великие педагоги Т. Макарова и С. Герасимов уже после первого семестра откажутся от студентки ВГИКа, не увидев в ней перспективного ученика. Татьяне ничего не оставалось, как доказать, что она сможет, что оправдает доверие. Ведь еще год назад, она была студенткой Авиационно-технического института, и, возможно, стала бы известным в стране специалистом. Но она ушла сама, проучившись всего семестр. Ушла с целью поступить во ВГИК. И у нее получилось.

https://pbs.twimg.com
https://pbs.twimg.com

Недоверие Герасимова и Макаровой рассеялось, когда девушка, представила собственные проекты, уже тогда проявив волевой характер. А позже она станет ассистентом режиссера у своих же педагогов. Уже в первой самостоятельной картине («Память сердца») она доказала, что состоялась как режиссер.

А в 1961 году страна увидела картину «Евдокия». Трогательная, проникновенная история, чистая и искренняя влюбила в себя многомиллионную аудиторию. В этом году шестьдесят лет этой картине, а смотрят ее до сих пор, - один из киношедевров советского кино, который никогда не устареет.

Короткий эпизод, когда Евдокия мучается сомнениями, и когда решение приходит неожиданно, она начинает напевать. И слов не разберешь, но что-то душевное, легкое для ее души напевает героиня. Лиознова чувствовала, как «вплести» в сюжет картины музыкальный эпизод так, чтобы дрогнули сердца зрителей.

http://family-values.ru  (на съемках фильма "Евдокия", Людмила Хитяева, Николай Лебедев (II), Татьяна Лиознова)
http://family-values.ru (на съемках фильма "Евдокия", Людмила Хитяева, Николай Лебедев (II), Татьяна Лиознова)

В 1967 Татьяна Михайловна берется за новую лирическую картину «Три тополя на Плющихе». И вновь здесь тонкой нитью проходит через весь фильм песня «Нежность», так необычно, по-деревенски, исполненная Татьяной Дорониной.

К «Семнадцати мгновениям весны приступила», когда не было еще и сорока. А на съемочной площадке играли такие мэтры, как Броневой, Тихонов, Лановой, Плятт, Евстигнеев и многие другие. Как вспоминает Тихонов, работать с Лиозновой было не просто. Но через тернии, через жесткий подход режиссера, прорвались к звездам славы.

О самом Штирлице Татьяна Татьяна Михайловна отзывалась как о «бесполом существе». И в этом высказывании нет ничего обидного, а есть объяснение образа. Разведчик, конечно, должен быть безупречен, но без женского внимания образ слишком аскетический. Отсюда и появляются в окружении Штирлица фрау Заурих и Габи. А уж сцена встречи с женой покорила зрительские сердца, придав картине эмоций и душевности.

https://i2.wp.com (Светлана Светличная, Вячеслав Тихонов)
https://i2.wp.com (Светлана Светличная, Вячеслав Тихонов)

Проникновенная музыка М. Таривердиева добавила щемящей грусти и тоски по родине. Исполнять песни должен был Муслим Магомаев, которого режиссер уже тогда почти боготворила. Но певец уехал в Италию на стажировку. И тогда пригласили Кобзона. «Забудь, что ты Кобзон», - безо всяких «реверансов» сказала именитому певцу режиссер. И песня получилась такой, как хотела Татьяна Михайловна.

http://www.publiclibrary-ngo.ru
http://www.publiclibrary-ngo.ru

Она всегда ценила хороший сценарий и бросала на создание фильма по нему все свои творческие силы. Фильм «Карнавал» снят по ее сценарию, - и это уже была совсем другая картина. Но как всегда с хорошей песней, которая звучит уже десятилетия («Позвони мне, позвони»). Есть в этом фильме отчасти личное. Героиня возвращается домой к маме, и, кажется, все становится на свои места.

https://www.culture.ru («Карнавал»)
https://www.culture.ru («Карнавал»)

Татьяна Михайловна тоже всю жизнь прожила с мамой, отец погиб, когда был в ополчении. Мама стала ее самым близким человеком, ее другом и настоящим экспертом ее картин, всегда приходила на премьеру. Личной жизни было мало, а работы много. Своих детей у нее не было, но была приемная дочь ее друга.

Она захватила то время, когда ее картину «Семнадцать мгновений весны» решили раскрасить. Так называемая колоризация добралась и до этого шедевра. Татьяна Михайловна без лишней радости приняла эту новость, но и возмущаться не стала. Мудрая женщина понимала, что с ее участием или без нее, процесс этот неизбежен, и согласилась консультировать. Таким образом, она вновь погрузилась в свою работу, словно заново пережила создание фильма.

https://xn--d1aiiaife6a2g.xn--p1ai
https://xn--d1aiiaife6a2g.xn--p1ai

Она ушла, когда ей было 87 лет (29.11.2011г.). Ее день рождения 20 июля 1924 года. Хрупкая женщина, всей душой любившая свою работу, сумевшая собрать в своих картинах по-настоящему звездный актерский ансамбль. Впрочем, тогда, вряд ли, они считали себя звездами.

Лиознова имеет звания Народной артистки РСФСР и СССР, награждена орденами и медалями. А жила довольно скромно, особенно последние годы. Развал СССР приняла как личную трагедия, сожалея о советской эпохе.

Пройдут еще десятилетия, а ее картины люди будут смотреть, и по-прежнему будут очарованы мастерством актеров и великого режиссера Лиозновой.