Десятки лучших актеров страны в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и хрупкая женщина, режиссер Татьяна Лиознова. На площадке больше было актеров-мужчин, уже известных, прославленных, и все они, как в одном оркестре смотрели на своего дирижера (режиссера).
Кто бы мог подумать, что великие педагоги Т. Макарова и С. Герасимов уже после первого семестра откажутся от студентки ВГИКа, не увидев в ней перспективного ученика. Татьяне ничего не оставалось, как доказать, что она сможет, что оправдает доверие. Ведь еще год назад, она была студенткой Авиационно-технического института, и, возможно, стала бы известным в стране специалистом. Но она ушла сама, проучившись всего семестр. Ушла с целью поступить во ВГИК. И у нее получилось.
Недоверие Герасимова и Макаровой рассеялось, когда девушка, представила собственные проекты, уже тогда проявив волевой характер. А позже она станет ассистентом режиссера у своих же педагогов. Уже в первой самостоятельной картине («Память сердца») она доказала, что состоялась как режиссер.
А в 1961 году страна увидела картину «Евдокия». Трогательная, проникновенная история, чистая и искренняя влюбила в себя многомиллионную аудиторию. В этом году шестьдесят лет этой картине, а смотрят ее до сих пор, - один из киношедевров советского кино, который никогда не устареет.
Короткий эпизод, когда Евдокия мучается сомнениями, и когда решение приходит неожиданно, она начинает напевать. И слов не разберешь, но что-то душевное, легкое для ее души напевает героиня. Лиознова чувствовала, как «вплести» в сюжет картины музыкальный эпизод так, чтобы дрогнули сердца зрителей.
В 1967 Татьяна Михайловна берется за новую лирическую картину «Три тополя на Плющихе». И вновь здесь тонкой нитью проходит через весь фильм песня «Нежность», так необычно, по-деревенски, исполненная Татьяной Дорониной.
К «Семнадцати мгновениям весны приступила», когда не было еще и сорока. А на съемочной площадке играли такие мэтры, как Броневой, Тихонов, Лановой, Плятт, Евстигнеев и многие другие. Как вспоминает Тихонов, работать с Лиозновой было не просто. Но через тернии, через жесткий подход режиссера, прорвались к звездам славы.
О самом Штирлице Татьяна Татьяна Михайловна отзывалась как о «бесполом существе». И в этом высказывании нет ничего обидного, а есть объяснение образа. Разведчик, конечно, должен быть безупречен, но без женского внимания образ слишком аскетический. Отсюда и появляются в окружении Штирлица фрау Заурих и Габи. А уж сцена встречи с женой покорила зрительские сердца, придав картине эмоций и душевности.
Проникновенная музыка М. Таривердиева добавила щемящей грусти и тоски по родине. Исполнять песни должен был Муслим Магомаев, которого режиссер уже тогда почти боготворила. Но певец уехал в Италию на стажировку. И тогда пригласили Кобзона. «Забудь, что ты Кобзон», - безо всяких «реверансов» сказала именитому певцу режиссер. И песня получилась такой, как хотела Татьяна Михайловна.
Она всегда ценила хороший сценарий и бросала на создание фильма по нему все свои творческие силы. Фильм «Карнавал» снят по ее сценарию, - и это уже была совсем другая картина. Но как всегда с хорошей песней, которая звучит уже десятилетия («Позвони мне, позвони»). Есть в этом фильме отчасти личное. Героиня возвращается домой к маме, и, кажется, все становится на свои места.
Татьяна Михайловна тоже всю жизнь прожила с мамой, отец погиб, когда был в ополчении. Мама стала ее самым близким человеком, ее другом и настоящим экспертом ее картин, всегда приходила на премьеру. Личной жизни было мало, а работы много. Своих детей у нее не было, но была приемная дочь ее друга.
Она захватила то время, когда ее картину «Семнадцать мгновений весны» решили раскрасить. Так называемая колоризация добралась и до этого шедевра. Татьяна Михайловна без лишней радости приняла эту новость, но и возмущаться не стала. Мудрая женщина понимала, что с ее участием или без нее, процесс этот неизбежен, и согласилась консультировать. Таким образом, она вновь погрузилась в свою работу, словно заново пережила создание фильма.
Она ушла, когда ей было 87 лет (29.11.2011г.). Ее день рождения 20 июля 1924 года. Хрупкая женщина, всей душой любившая свою работу, сумевшая собрать в своих картинах по-настоящему звездный актерский ансамбль. Впрочем, тогда, вряд ли, они считали себя звездами.
Лиознова имеет звания Народной артистки РСФСР и СССР, награждена орденами и медалями. А жила довольно скромно, особенно последние годы. Развал СССР приняла как личную трагедия, сожалея о советской эпохе.
Пройдут еще десятилетия, а ее картины люди будут смотреть, и по-прежнему будут очарованы мастерством актеров и великого режиссера Лиозновой.