Продолжаю знакомить Вас со своей новой книгой "Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой". Книга посвящена главному театру нашей страны и охватывает более чем столетие. Как попадали в театр и как из него уходили, как репетировали и ставили спектакли, как работали и отдыхали в квартирах и на дачах, чем болели и лечились, сколько зарабатывали и куда тратили, как выезжали на гастроли — эти и другие нюансы повседневной жизни вы найдете на страницах книги . Жизнь знаменитых певцов и артистов балета, известных дирижеров и музыкантов, главных режиссеров и художников, простых суфлеров и гримеров и даже зрителей из партера, царской ложи и галерки — все переплелось в этой необычной книге. А еще читатели узнают, кто такие «моржи», «сырихи» и «первачи», что означает «протырка», «кидон» и «щетина сцены», кто такие Вишня и Невыносимонов и как космические ракеты «бороздили» Большой театр...
Приятно ли участникам спектакля, будь то опера или балет, а то и простая драма, получить от зрителей вместо букета цветов веник - не тот, березовый, который берут в баню, а другой, коим выметают сор из избы? Если веник используется в качестве реквизита, случайно забытого артистом перед выходом на сцену, то это еще куда не шло. А вот если веник, да еще перевязанный красной ленточкой с указанием фамилии режиссера, поставившего оперу, бросают с галерки – такое не забывается.
Да, уважаемый читатель, чем только не кидались зрители в Большом театре, но тот веник остался в истории (его бы в театральный музей, на самое почетное место – в назидание потомкам). Это знаменательное событие произошло на премьере «Кармен» в 1982 году, неизвестный зритель метился в Георгия Павловича Ансимова – постановщика оперы, но попал, говорят, в артиста миманса.
Старожилы труппы связали произошедшее с реакцией лемешисток на книгу Ансимова, в которой он якобы «без должного поклонения» написал о Сергее Яковлевиче Лемешеве. Сам певец (к тому времени ушедший из жизни) вряд ли одобрил бы такой поступок, хотя своих поклонниц он искренне жалел.
Снисходительное отношение Лемешева к своим поклонницам было вызвано, вероятно, тем обстоятельством, что многие из них были откровенно больными людьми. Как сказал певцу главврач психиатрической больницы, где однажды он выступил с концертом перед персоналом, «У меня в больнице целое отделение для ваших поклонниц. Они в таком состоянии, что их уже просто нельзя не госпитализировать. А знаете, в чем дело? Мы провели исследование и выяснили, что тембр вашего голоса воздействует на женщин эротически».
И это не анекдот: с именем Лемешева на устах засыпали, его фото прятали под подушку, от него хотелось иметь детей, маленьких лемешистов. Вокальный дар Сергея Яковлевича послужил реализации фрейдистских комплексов многих сотен женщин, да и некоторых мужчин. Так что поступок престарелых лемешисток не вызывает удивления. А ведь могло бы быть еще хуже – догадайся эти самые лемешистки подкараулить Ансимова у служебного 16-го подъезда и отхлестать его этим самым веником. И поминай, как звали!
Благодарю Вас за внимание, как пишут в таких случаях, не забудьте подписаться на мой канал и лайкнуть. 😊 С уважением, Александр Анатольевич Васькин - писатель, культуролог, историк Москвы и советской повседневности, автор и ведущий программ на радио "Орфей". Сайт: александр-васькин.рф , YouTube-канал: Александр Васькин Отрывки из моей книги я читаю на радио "Орфей" ежедневно - после 10.00 и 18.00 в программе "Закулисные истории". О других артистах Большого театра читайте здесь:
Любимый пудель Галины Улановой
За что Игоря Моисеева "выжали" из Большого театра
Фантастические гонорары Ивана Козловского