Тема, которой современная детская литература словно боится. Едва заходит разговор о высоком - тут же требования "убрать идеологию, сбросить с ушей коммунячью лапшу, избавить от пропаганды краснозадой"! Страх, буквально страх перед теми юными читателями, которые могут оторвать глаза от корыта и поднять их - к звёздам.
А ведь словом «герой» называли человека, совершившего подвиг, ещё в Древней Греции. И смысл слова станет ясным, если вспомним имя богини – покровительницы жизни, рода, семейного очага. Гера. Герой – посланец Геры, тот, кто способен на подвиг во имя жизни. Причём это понималось буквально – героями в греческой мифологии называли потомков богов и смертных. Совершивший подвиг – это полубог.
Подвиг всегда мыслился как нечто, из ряда вон выходящее, как то, чего человек достаточно высокой души может потребовать от себя – но ни в коем случае не от других.
Смертные слабы…
А ведь именно на «слабых смертных» ложатся все тяготы жизни? И даже обычное выживание в условиях, почти несовместимых с жизнью, хочется назвать повседневным героизмом.
А такие условия люди, увы, создают сами себе – постоянно. Сколько человечество существует, столько оно и воюет.
И любой ли смелый поступок можно назвать геройским?
Вот подросток влез на крышу девятиэтажного дома – по водосточной трубе, по карнизам – без страховки. И благополучно спустился. Смелость? Беспримерная! Но – героизм? Смысл – то в чём? Становится даже неловко за взрослого, талантливого журналиста, который пишет об этом поступке, как о подвиге. К сожалению, недоступном пониманию женщины - и потому мальчиков должны воспитывать мужчины...
Но вот – точно такой же поступок в детском стихотворении Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Парень забирается по водосточной трубе на шестой этаж, чтобы выхватить ребёнка из окна горящего дома.
Чувствуете разницу?
Самый убедительный разговор с ребёнком «о геройстве» - в повести А. Бруштейн «Дорога уходит в даль». Хорошо бы эту главу издать отдельной детской книжкой с картинами!
… Последние годы девятнадцатого века, интеллигентная семья, приходящие учителя… Девятилетняя Сашенька решительно заявляет учителю математики, что математика ей ни к чему! Она будет укротительницей диких зверей! Потому, что укротительница – смелая! Она – герой!
И взрослые понимают, что для такого важного разговора урок стоит
отложить. Отец предлагает:
- Пусть каждый из нас расскажет про героя, которого он видел
своими глазами. Я предложил, я и начну. Вчера к нам в больницу привезли пожарного, который вынес детей из горящего дома, готового рухнуть. Детей спасли, а он… не знаю, выживет ли…
В разговор вступает мама. Она приносит портрет своего отца – военного хирурга. И рассказывает, за что он получил награды. Работал в осаждённом Севастополе вместе с Пироговым. И не ждал, когда раненых ему принесут – знал, как дорога каждая минута, перевязывал под огнём, на бастионах.
И, наконец, учитель Павел Григорьевич. Из «ссыльных – поднадзорных господ революционеров».
Рассказывает о том, как партию ссыльных – с жёнами и детьми,
в начале зимы отправляли по этапу в Среднеколымск. Без тёплых вещей – на верную смерть.
Он и его товарищи потребовали остановки в Якутске – закупить вещи. Начальство сочло это бунтом – и троих «зачинщиков» повесили. На глазах у всех остальных. Лишь после этого остальным разрешили купить вещи. (Случай подлинный).
Восторг перед укротительницей померк. Сашенька поняла, что
герой – это не для себя. Для людей. А беседы о героизме – с
родителями, с учителями - ещё будут. О национальных героях,
о героях науки.
Многие ли сегодня говорят об этом с детьми? А между тем
как раз в этом – «кто не успел – тот опоздал». Навсегда. Потому,
что дети всецело под влиянием родителей лет до 10 – 11,
дальше – подростковый возраст, когда ценности родителей проверяются, критикуются и, нередко, отвергаются. И не «по вредности» - просто дальше воспитывает общество, эстафету подхватывает пропаганда. И одно дело, если предлагаемые подростку фильмы и книги наполнены романтикой научного поиска,
борьбы за идею, за Родину, высокими примерами дружбы и любви – словом, повествуют о ценностях высшего порядка.
И совсем другое, если основная идея яркого – красочного - динамичного кино – это сохранение любыми средствами своей собственной жизни. Это может быть и интересно, и талантливо, но подмена ценностей – налицо.
Если нет ничего дороже человеческой (читай, своей) жизни – тогда
все традиционные ценности впору высмеивать. Или вообще забыть за ненадобностью.
И эта подмена происходит каждый день, каждый час. Только так и можно внушить на уровне подсознания, что самый светлый подвиг во имя ближнего – купить соковыжималку за полцены. И если ты ещё не попробовал очередную «растишку» или «киндер» - родители тебе недодали. Иди на площадь - и требуй.
Но ведь так жить проще? И если это считается нормальным – почему бы и нет? Не создавать же себе искусственные трудности?
Искать не надо, ситуации нас находят, к сожалению, сами. Но – часто ли на улице, особенно на тёмной, хоть кто-нибудь отзывается на крик о помощи? Многие ли решаются открыть дверь, если услышат что – то неладное на лестничной площадке? Хорошо, если хотя бы догадаются позвонить «куда следует»… А просто не согласиться с общим мнением?
Высказаться?
Конечно, к неожиданным ситуациям надо быть готовым не только морально. Ведь и в речку не кинешься, если не умеешь плавать. И раненому не поможешь, не зная, как это делается.
(Никогда не забуду, как человек задохнулся у меня на глазах. Не знала, что делать! Потому, что уроки НВП в школе были для нас поводом посмеяться - и только).
А что, собственно, мешает? Нелестно признаваться даже самому себе, но – понятно что. Равнодушие и пассивность.
Но вот парадокс: ограждая себя от лишних знаний и лишних умений, человек живёт, изнывая от скуки. И очень скоро
лучшей частью своей жизни начинает считать – сон. Но если каждый день, хотя бы в мелочи – преодолевать себя, что-то узнавать, чему – то учиться, к какой - то цели двигаться – жизнь, как по волшебству, становится интересной.
«Жертв не требуется, лишений не спрашивается - их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии – в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Попробуйте – хорошо!»
Это написал в середине XIX века Николай Гаврилович Чернышевский – писатель, ныне вычеркнутый из школьной программы. За «малохудожественность»? Или из страха, что подросткам понравятся его «рецепты счастья», проверенные его собственной жизнью?
И когда майор Сергей Солнечников накрывает своим телом неудачно брошенную гранату, спасая жизни новобранцев (Герой России 2012 года), новость воспринимается не только с состраданием. Но и с «неуместным» восхищением. Восторгом. "Значит, нужные книги он в детстве читал"!