Найти в Дзене
Блокнот математика

Минутка прикладного контр-антисемитизма

Есть любопытный психологический феномен. Если мы внутренне (даже неосознанно) ставим прослойку людей выше себя, то неявно исходим из того, что они поведут себя моральнее, чем мы, в некоторой ситуации. И, исходя из этого, начинаем этого требовать. Например, таково отношение к России со стороны ее уважаемых соседей. Неявно предполагается, что русские забудут обиды и помогут в трудное время — примеров куча. Таково отношение к ученым, врачам и учителям. И что любопытно: к евреям. Впрочем, ничего любопытного. Христианская парадигма никуда не делась, она вшита в культуру, а избранный, согласно Библии, народ есть избранный народ. Сами евреи это понятие трактуют иначе: как добровольно взятые на себя обязательства. Это вроде службы, когда ты должен носить форму, выполнять ритуалы, зачастую тебе непонятные, хранить верность, а взамен ... в общем-то даже трудно сформулировать — что взамен. В иудаизме нет явного загробного мира и нет обещаний личной награды, прижизненно или посмертно. Вот есть та

Есть любопытный психологический феномен. Если мы внутренне (даже неосознанно) ставим прослойку людей выше себя, то неявно исходим из того, что они поведут себя моральнее, чем мы, в некоторой ситуации. И, исходя из этого, начинаем этого требовать. Например, таково отношение к России со стороны ее уважаемых соседей. Неявно предполагается, что русские забудут обиды и помогут в трудное время — примеров куча. Таково отношение к ученым, врачам и учителям. И что любопытно: к евреям.

Впрочем, ничего любопытного. Христианская парадигма никуда не делась, она вшита в культуру, а избранный, согласно Библии, народ есть избранный народ. Сами евреи это понятие трактуют иначе: как добровольно взятые на себя обязательства. Это вроде службы, когда ты должен носить форму, выполнять ритуалы, зачастую тебе непонятные, хранить верность, а взамен ... в общем-то даже трудно сформулировать — что взамен. В иудаизме нет явного загробного мира и нет обещаний личной награды, прижизненно или посмертно.

Вот есть такая заповедь, запрещающая обвешивать покупателя. "Да не будет у тебя одной гири большей и другой меньшей...". Прямой запрет на обман. И есть другая, предписывающая указать на ошибку своему соплеменнику. Чужаку можно не указывать, то есть если он заплатит больше, то и хорошо.

Этот постулат часто вытаскивают, чтобы продемонстрировать неприязнь евреев к инородцам. Игнорируя первый, прямо запрещающий прямой обман. Опустим возражения, согласно которым люди всегда относятся к своим как с своим: более дружелюбно и менее враждебно. Есть кое-что более интересное.

Есть правило Миньяг хамаком, правило обычая, которое предписывает соблюдать местные законы и обычаи, если они не противоречат Торе.

Получается, что если никто из живущих вокруг никогда не воспользуется ошибкой покупателя, то и еврею надлежит следовать этому обычаю. Это не просто разумно, это вопрос безопасности. Правило Миньяг хамаком прямо предписывает это. А если нет... то закон не заставляет быть лучше местных во всем. Однако своих все-таки надо предупреждать.

Меняет дело, не так ли?