Найти в Дзене
Chonachalos

"Клиент всегда прав!" и прочие убеждения, разрушающие бизнес

Оглавление
Клиенты - наше всё! (спойлер: нет)
Клиенты - наше всё! (спойлер: нет)

О, сколько копий сломано на тему правоты клиента!

Аргумент для менеджеров начала нулевых всегда был железобетонным:

клиент платит деньги.

Сюда же идет фольклор из серии “Кто девушку ужинает, тот ее и танцует” и прочие подобные шедевры народного творчества.

Обожествление клиента, любовь к нему, пресловутая клиентоориентированность в понимании тех самых менеджеров, в подкорке которых крепко-накрепко засела идея безоговорочной правоты клиента – вот те “Всадники апокалипсиса”, которые потащат на дно как команду, так и бизнес.

Любой предприниматель расскажет с десяток историй о том, как интересный (на первый взгляд) клиент с момента подписания договора превращался в сущего демона, стремящегося не только получить больше положенного по договору, но и изрядно потрепать нервы менеджерам, поскольку именно они являются первой линией обороны на пути неугомонного клиента.

Да, бывает и так, что сами предприниматели не ангелы: бывают факапы, задержки, ошибки на этапе сдачи проектов и другие недочеты в работе, но, как правило, клиенты в накладе не остаются. Большинство компаний всегда предложит урегулирование вопроса в виде скидки, дополнительного бонуса, либо бесплатного обслуживания на месяц-другой.

Но проблема есть и на другой стороне: клиент приучен к тому, что он ВСЕГДА прав.

Когда клиентоориентированность не работает

-2

В моей компании, специализирующейся на разработке ПО, принята следующая доктрина: мы любим своих клиентов чуть сильнее, чем они нас. В чем выражается наша любовь и клиентоориентированность? Мы всегда погружаемся в бизнес-процессы, предлагаем только те услуги, которые клиенту реально нужны, мы растим своих клиентов, предлагаем выгодные условия постоянным покупателям.

Все меняется тогда, когда наша любовь становится невзаимной. Эта невзаимность выражается в дебиторской задолженности без весомых причин. У нас нулевая дебиторка. Точка.

Сам факт ее наличия без уважительных причин, на мой взгляд, это проявление неуважения. Крутитесь, мол, ребята, от вас не убудет за недельку-другую.

С такими клиентами мы проводим 2 дополнительных переговоров: одни о причинах и устранении задолженности, вторые о прекращении сотрудничества.

Все это обговаривается еще на входе, поэтому каждая из сторон понимает условия нашего джентельменского и юридического соглашения.

Когда клиент не прав совсем

Мои сотрудники – это мой капитал. Никакие потенциальные доходы от токсичного клиента не заменят мне спокойного эффективного коллегу на долгой дистанции.

Ваш главный капитал - это команда.
Ваш главный капитал - это команда.

От тех клиентов, кто нам очень не понравился по человеческим качествам, чья теоретическая токсичность принесет разлад в команде и заставит дергаться левый (а то и оба) глаз менеджера мы отказываемся. Способов при желании много:

- поставить в долгую очередь,

- выставить заградительную цену,

- отказаться от работы со спецификой клиента и др.

Проверено неоднократно: радость от дополнительного дохода быстро меркнет на фоне измученной команды, овертаймов и доработок вне первоначальной задачи. Зачем нужны такие доработки сверх бюджета спросите вы? А все просто: клиент считает, что он ВСЕГДА прав.

“Ну вам же не сложно переделать вот здесь”
“Я думал будет не так”
“Ситуация изменилась. Теперь я хочу вот это”

Снова про “затанцованную” девушку

Идти навстречу трудностям, с которыми сталкивается клиент, безусловно, нужно. Однако, такое движение всегда должно быть взаимным.

В конце концов, не только клиент может выбирать нас, но и мы его:

вряд ли удастся “поужинать девушку”, которая изначально не хочет с тобой танцевать :)

На мой взгляд, только дух взаимновыгодного партнерства позволит всем сторонам сделки ощущать отличный результат.

Любите своих клиентов, но не забывайте: любовь должна быть взаимной.

-4