Найти тему
Стив Май

Soft skills: Кудрин предложил новый подход к обучению студентов России

Оглавление

Прочитал в интернетах новость о новом подходе к ВУЗовскому образованию.

Новый подход к обучению - как это "ново". Но давайте сейчас отвлечёмся от громких и резонансных фамилий, и посмотрим с прагматичной точки зрения на эти инновации. Без сарказма.

Что такое soft skills?

Честно говоря, когда я слышу из уст русскоязычных специалистов иностранные слова, меня слегка передёргивает. Что, нет аналога в великом и могучем русском языке? Но потом я успокаиваюсь, потому что заимствования сейчас - это тренд.

Если коротко, то soft skills - это личные качества хорошего "универсального" работника, не привязанные к какой-то конкретной профессии. Позволяют превратить одного и того же человека и в хорошего повара, и в не менее хорошего плотника. Списков таких качеств в интернете очень много, а примеров "носителей" этих soft skills - и того больше. Да хотя бы вспомните сказку о попе и работнике его Балде. Вот Балда - как раз и есть такой универсал, у него эти soft skills "прокачаны" на максимум.

Новаторство?

В общем-то, самое новое тут - название. Остальное было и раньше (даже во времена Пушкина). И точно так же, как и сейчас, люди смотрели на таких Давинчи и Ломоносовых и диву давались: как это у них всё получается!?

У меня нет точной информации (и думаю, сейчас уже достать её будет проблематично), но я подозреваю, что сама идея готовить таких "одарённых" людей из всех подряд стара, как мир.

А вот со средствами всегда была проблема. Что только не выдумывали Виленкин, Колмогоров, Кудрин и прочие люди, занимающиеся образованием. Всё равно таких "звёздочек" - единицы. Один на сотню, если не на тысячу.

И вот сейчас появилась идеология этих самых "soft skills". Педагоги (в широком смысле слова) поняли, что у людей бывают определённые личные качества, которые помогают быстро ориентироваться в любой обстановке, легко переучиваться, видеть мир в комплексе и так далее. "Признаки гениальности", так сказать.

А самое интересное, что при одинаковых исходных, почему-то у одних людей эти качества формируются, а у других - нет.

Формирование soft skills

Такое длинное вступление вело вот к какой мысли:

У нас есть понимание, что за "гениальность" отвечают определённые личностные качества ("гибкие навыки").
Но пока у большинства нет понимания, как и когда они формируются, в том числе, у самих носителей этих навыков.

Кравцов, как бы к нему не относились мои читатели, весьма не глупый человек, и его идея обучать студентов ВУЗов по программам, ориентированным на soft skills, вполне может быть осуществима.

Вот только с ВУЗами, особенно такими, как СПбГУ, есть одна серьёзная проблема: туда зачастую попадают те, у кого эти soft skills уже сформированы (без них ЕГЭ сдать на высокий балл очень проблематично).

А в школы попадают все без отбора (в какую-нибудь, да попадают). И вот где бы как раз такая парадигма обучения дала бы наибольший эффект.

Конечно, в статье с новостного портала, на которую я ссылался, нет и не может быть каких-то указаний по тому, как soft skills "прокачивать".

А вот в моих статьях они периодически появляются, и не для ВУЗов, а для школ. Вот последние:

Дети не понимают решения задач по физике?

Скорость

Как развивать абстрактное мышление