Я не верю в реализацию Starship-а, том виде в котором обещают. А обещают нечто грандиозное. А именно полную многоразовость сверхтяжёлой ракеты. Дешёвые полёты на луну марс и куда угодно и с людьми. И всё это в самое ближайшее время.
Испытания прототипов идут полным ходом. На словах Space-X заявляют что испытания проходят успешно. Однако...
Мягкая посадка
Сейчас активно отрабатывают посадку второй ступени. Три раза запускали прототип с отработкой посадочных манёвров. Но несмотря на заявления об успехе после каждого испытания надо учесть главное - все они взорвались.
Корабль перед мягкой посадкой должен совершить переход из горизонтального положения в вертикальное. Очевидно что топливо в этот момент будет не в стабильном состоянии и запуск двигателей становится трудной задачей. Двигатели работают не стабильно. В общем это трудная задача и пока она не решена. И решение мягко говоря не выглядит надёжным. Мне не верится что в это когда-то посадят людей.
И это еще только начало пути в тех проблемах которые предстоит решить.
Давайте посмотрим что еще надо сделать.
Бустер Super Heavy
Гигантская первая ступень которую так же надо спасать. После первой неудаче с посадкой второй ступени, было заявлено о проработке спасения первой ступени с захватом прямо на стартовой башне. Звучит уже страшно. Напоминаю эта ступень в 10 или более раз тяжелее чем ступень от Falcon-9. Видимо поэтому требуется другое решение для спасения.
Интересно будет посмотреть, но пока это всё звучит просто не реально.
Теплозащита второй ступени
Для спасения второй ступени еще предстоит решить задачу теплозащиты. Я не скажу что это не реально. Есть пример шатлов и буранов и более легких многоразовых кораблей. Это решаемо безусловно. Но. Решение этих проблем превратит бочку с двигателями в сложный и дорогой аппарат с почти наверняка дорогим обслуживанием. Об этом говорит опыт шатлов. Я не говорю что стоимость обслуживания будет как у шатлов. Просто я не верю что это будет дешевле чем просто одноразовая бочка.
Ресурс многоразовости и межполетное обслуживание
Как обычно обещают гигантское кол-во полётов для каждого экземпляра, и дешёвое межполётное обслуживание. Грубо говоря сели, заправились и снова полетели.
У нас перед глазами пример Falcona-9 уже отработанная ракета. Рекордные показатели это 9 полетов и порядка 30 дней межполётного интервала. А средние это где-то 4-5 полётов и 2-3 месяца интервала между полётами. Значит наверняка там производится затратное обслуживание и ресурс техники не высокий.
Здесь проблем будет ещё больше, следовательно дороже.
Заправка на орбите и планетах
Starship не обладает выдающимися характеристиками движков. Это обычная ракета. И возможности по манёврам у него весьма скромные.
А чтобы он мог совершать те полёты о которых заявляют, его надо до заправлять, без этого никак не получится. Например для полёта на марс и обратно, надо дозаправится на орбите земли, а затем на поверхности марса.
Дозаправка на орбите это конечно решаемо. Но это всё дополнительные пуски Starship-ов. Для полёта к марсу надо совершить порядка 6-ти рейсов с танкерами на орбиту. Про заправку на Марсе вообще промолчу. Каждый пуск это затраты. Как можно добиться дешевизны при такой схеме не понятно.
Мне не верится что Starship будет дешёвым средством выведения. Т.е. именно таким дешёвым как его сейчас позиционируют.
Да и вообще не верю что смогут побороть все выше описанные технические проблемы. Тем более в ближайшие годы. А что вы думаете? Состоится ли революция к космосе?