Найти тему

Starship. Технические проблемы сегодня и завтра

Я не верю в реализацию Starship-а, том виде в котором обещают. А обещают нечто грандиозное. А именно полную многоразовость сверхтяжёлой ракеты. Дешёвые полёты на луну марс и куда угодно и с людьми. И всё это в самое ближайшее время.
Испытания прототипов идут полным ходом. На словах Space-X заявляют что испытания проходят успешно. Однако...


Мягкая посадка

Сейчас активно отрабатывают посадку второй ступени. Три раза запускали прототип с отработкой посадочных манёвров. Но несмотря на заявления об успехе после каждого испытания надо учесть главное - все они взорвались.
Корабль перед мягкой посадкой должен совершить переход из горизонтального положения в вертикальное. Очевидно что топливо в этот момент будет не в стабильном состоянии и запуск двигателей становится трудной задачей. Двигатели работают не стабильно. В общем это трудная задача и пока она не решена. И решение мягко говоря не выглядит надёжным. Мне не верится что в это когда-то посадят людей.
И это еще только начало пути в тех проблемах которые предстоит решить.
Давайте посмотрим что еще надо сделать.


Бустер Super Heavy

Гигантская первая ступень которую так же надо спасать. После первой неудаче с посадкой второй ступени, было заявлено о проработке спасения первой ступени с захватом прямо на стартовой башне. Звучит уже страшно. Напоминаю эта ступень в 10 или более раз тяжелее чем ступень от Falcon-9. Видимо поэтому требуется другое решение для спасения.
Интересно будет посмотреть, но пока это всё звучит просто не реально.



Теплозащита второй ступени

Для спасения второй ступени еще предстоит решить задачу теплозащиты. Я не скажу что это не реально. Есть пример шатлов и буранов и более легких многоразовых кораблей. Это решаемо безусловно. Но. Решение этих проблем превратит бочку с двигателями в сложный и дорогой аппарат с почти наверняка дорогим обслуживанием. Об этом говорит опыт шатлов. Я не говорю что стоимость обслуживания будет как у шатлов. Просто я не верю что это будет дешевле чем просто одноразовая бочка.



Ресурс многоразовости и межполетное обслуживание

Как обычно обещают гигантское кол-во полётов для каждого экземпляра, и дешёвое межполётное обслуживание. Грубо говоря сели, заправились и снова полетели.
У нас перед глазами пример Falcona-9 уже отработанная ракета. Рекордные показатели это 9 полетов и порядка 30 дней межполётного интервала. А средние это где-то 4-5 полётов и 2-3 месяца интервала между полётами. Значит наверняка там производится затратное обслуживание и ресурс техники не высокий.
Здесь проблем будет ещё больше, следовательно дороже.



Заправка на орбите и планетах

Starship не обладает выдающимися характеристиками движков. Это обычная ракета. И возможности по манёврам у него весьма скромные.
А чтобы он мог совершать те полёты о которых заявляют, его надо до заправлять, без этого никак не получится. Например для полёта на марс и обратно, надо дозаправится на орбите земли, а затем на поверхности марса.
Дозаправка на орбите это конечно решаемо. Но это всё дополнительные пуски Starship-ов. Для полёта к марсу надо совершить порядка 6-ти рейсов с танкерами на орбиту. Про заправку на Марсе вообще промолчу. Каждый пуск это затраты. Как можно добиться дешевизны при такой схеме не понятно.

-2



Мне не верится что Starship будет дешёвым средством выведения. Т.е. именно таким дешёвым как его сейчас позиционируют.
Да и вообще не верю что смогут побороть все выше описанные технические проблемы. Тем более в ближайшие годы. А что вы думаете? Состоится ли революция к космосе?