В истории израильского народа было много взлетов и падений. Но среди множества событий можно выделить два из них; у подножия горы Синай и на границе обетованной земли спустя сорок лет, так называемый кризис у Баал-Фегора. Эти два события выявили основные черты, обнажили подноготную, и вся последующая история была своего рода отголоском на два этих ключевых момента.
Сегодня мы поговорим о том, что произошло у горы Синай.
Всю историю пересказывать нет смысла, ключевые моменты известны: выход народа из Египта, пересечение Красного моря и наконец, заключение Завета у подножия Синая. Вот тут и произошло одно из первый серьезных испытаний.
Золотой телец - символ Ваала, (кстати слово вол и ваал - господин, на языке оригинала являются однокоренными) стал тем проклятием, преследующим всю дальнейшую история Израиля. Народ стоял на пороге вхождения в землю, где течет молоко и мед. Израильтяне предвкушали благословения свободы, но им еще надо было вступить в Завет с Тем, Кто вывел их из египетского плена.
Моисей сорок дней провел на горе, получил каменные плиты с Десятью Заповедями и за этот короткий период народ успел переосмыслить всю теологическую базу.
"Вот бог твой Израиль - который вывел тебя из земли египетской" - так восклицали те, кто некоторое время назад были свидетелями чудесного перехода через воды моря. В центре стояла статуя золотого быка, и ему воздавались почести и приношения.
Крики и пляски были столь громки, что со стороны могло показаться будто идет битва. Но это было не так.
"[Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих." (Исх. 32:18)
Стоит отметить поэтичность отрывка. Одно слово повторяется три раза;
-это не крик побеждаемых (`ánôt gebûrâ )
-не вопль поражаемых (`ánôt Hálûšâ )
-голос поющих (`annôt)*
Исследователи утверждают, что под словом anot, три раза используемое в этом тексте присутствуют намеки на поклонение богине Анат, ханаанейской богине любви и войны. Приведу одну из цитат; "Многозначность слов Моисея позволяет охарактеризовать отступничество Израиля как языческое, а также намекнуть, что оно включало сексуальную разнузданность"*
Идея поклонения золотому быку не была спонтанной, скорее это было целенаправленное действие. Присутствовал священник (в данном случае Ааарон-брат Моисея) объект поклонения (телец) и жертвенник. Как написано в книге Исход; "Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. (Исх 32:5-6)
Обратите внимание на теологический сдвиг. Поклоняясь Ваалу (а поклонение этому божеству было широко распространено в дельте Нила) ассоциировалось с поклонением Господу (Яхве). Это проклятие и попытка совместить еще долго будет преследовать израильтян. Соломон на закате своего царствования построив Храм, поставил рядом с ним статуи различных богов и богинь, тем самым повредив чистоту религии избранного народа. Это очень тонкая грань, и она постоянно переступалась.
На заре своей истории израильтяне очернили ее своим поступком. Моисей разбил скрижали, сжег тельца и заставил выпить горькую воду всех тех, кто принимал участие в пьяной оргии поклонения быку. Как результат, в наказание никто из тех вышедших из земли египетской не войдет в землю обетованную. "Кости ваши останутся в пустыне" - таков был приговор.
В следующий раз мы продолжим и проведем параллель между синайскими события и тем, что произошло сорок лет спустя в Ситтиме.
*К сожалению редактор не поддерживает диакритические знаки поэтому транскрипция еврейского оригинала публикуется с искажениями. Это техническая формальность, приношу свои извинения.
* "Пламя Яхве" Ричард Дэвидсон стр. 93
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.
Сбер: 4276 2200 1586 0243