Немного истории. В 1960-е годы гражданская авиация в нашей стране, впрочем, как и во всем мире, переживала период бурного развития. Правда, панели приборов гражданских лайнеров не имели в то время никакой электроники, все контрольно-измерительные приборы были аналоговые, со стрелками и нарисованными шкалами.
Вот, например, как выглядела кабина пилотов советского авиалайнера Як-40. Для своего времени это был отличный самолет, причем это была первая машина с реактивными двигателями, предназначенная для региональных перевозок. Еще Як-40 стал первым советским гражданским самолетом, получившим европейский сертификат летной годности.
Тем не менее такое количество приборов, датчиков и сигнализаций требовали от пилотов повышенного внимания и сосредоточенности. То ли дело современные самолеты не с аналоговой, а с полностью стеклянной кабиной, например, как в отечественном МС-21.
Вместо мелких и малоинформативных механических приборов здесь везде установлены жидкокристаллические дисплеи. Отдельные мониторы отображают всю необходимую пилотажную информацию, другие - навигацию, третьи - состояние двигателей.
Привычных штурвалов у пилотов МС-21 также нет. Самолет управляется трэкболом - чем-то средним между джойстиком и компьютерной мышкой. Поэтому и управление современным авиалайнером сродни обычной работе за компьютером. Не нужно искать глазами нужный прибор - вся необходимая в данный момент информация подготавливается заранее бортовым компьютером и выводится на дисплей.
Эмоциональная нагрузка на экипаж значительно снижается, а безопасность полетов, наоборот, возрастает на порядки. Даже если какая-то нештатная ситуация и произойдет, электронная система сама мгновенно проанализирует проблему и предложит пилоту наиболее предпочтительный и безопасный выход из сложившейся ситуации.