Найти в Дзене

Незваная гостья

Оглавление
Кадр из фильма "Гостья из будущего"
Кадр из фильма "Гостья из будущего"

Фильм «Гостья из будущего» - сколько бы раз не пытался посмотреть, ничего не щёлкает. Разве что сцена погони по летнему лесу.

По таким же тропинкам и полянам в начале восьмидесятых днём бродили пионеры в поисках подорожника и прочих лекарственных растений (операция «Зелёная аптека», лагерный врач сдавал сырьё по каким-то ему одному известным каналам, взамен получал вкусный и высококалорийный спирт), а ночью обнимались и пели песни пьяные и влюбленные вожатые. Маловато будет для фильма, провозглашённого культовым.

Кадр из фильма "Гостья из будущего"
Кадр из фильма "Гостья из будущего"

Не мой это культ. Для меня после «Приключений Электроника» советское детское кино ушло, не попрощавшись. Уже сама игра с этой датой - 1984-й, год, когда Коля Герасимов нёс в авоське пустые бутылки из-под кефира - пролог к будущим постмодернистским упражнениям и выкрутасам. Фига власти с маслом киностудии имени Горького.

Не люблю и не принимаю любые антиутопии, единственное исключение – «Бразилия» Терри Гиллиама, но там фирменный юмор.

Проекция сегодняшних социальных фобий на будущее, как правило, уныло бесплодна.

Сложился канон, не менее жёсткий, чем рамки соцреализма: надо бояться государственных институтов, в первую очередь армии и спецслужб, религиозного фундаментализма (за вычетом ислама) и новейших информационных технологий. Картина завтрашнего дня не сильно разнится у таких авторов, как Оруэлл, Этвуд или Войнович.

Кадр из фильма "Гостья из будущего"
Кадр из фильма "Гостья из будущего"

Понимаю тех, кому в момент премьеры «Гостьи из будущего» было лет десять-двенадцать. Дети развитого социализма раньше, чем похоронить дедушку, увидели похороны на Красной площади. От смерти хотелось заслониться предсказанием: в будущем люди будут жить долго, почти вечно. В 2084 году на башнях Кремля красные звёзды, а чужие (не мигранты, а гуманоиды из ближних галактик) мечтают попасть в музей Пушкина, видимо, потому и русский выучили. Представить в лучшем виде завтрашний день и при этом постебаться над сегодняшним - для детского кино трудно совместимые задачи.

Кадр из фильма "Гостья из будущего"
Кадр из фильма "Гостья из будущего"

Самая большая неудача - прибор для чтения мыслей миелофон, такой типично хичкоковский МакГаффин. То есть история вокруг него закручивается, но сама природа предмета неясна, а ценность его - сомнительна. Придуман исключительно для того, чтобы двигать действие, и эта запрограммированность раздражает.

Понимаю, что «Гостья» - это такой культурный пароль поколения, но ответить на него нечем.