Все мы, интересующиеся этнологией и мифологией, имеем хотя бы общее представление о мифическом прапредке – то есть основе мироздания – двуполом человеке, что отражено в самом имени его Им-Ир, где левая половина «Им» («Эм») по-башкирски означает «женщина», а правая – «Ир» – «мужчина». Производным от этого имени является слово «мир».
Согласно мифам народов мира, земной шар и вся Вселенная образовались от застывшего тела прапредка. Если воображаемое тело уложить в центр Евразии – на Урале – и представить его условно в виде разделенного Уралом на две равные половины («женщина» и «мужчина») круга, то «женская» (левая) сторона будет расположена на юго-западной половине континента (древнее название «Внутренняя Башкирия»), а «мужская» (правая) – на половине северо-восточной («Внешняя Башкирия»). Соответственно этому ориентиру и размещались на континенте представители двух противоположных, но родственных фратрий: «женской» на юго-западе, «мужской» на северо-востоке.
Думаю, многим также известно, что все языки и народы мира произошли от одного корня; ни один народ не сможет представить и доказать свое происхождение в отрыве от других. Комплексные исследования ученых самых различных стран (кроме расистов, конечно!) подтверждают это положение.
Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы «женской» половины Им на устье реки Им-аба (Им-омут, т. е. женский детородный орган) – современной реки Эмба – должна была родиться девочка-первопредок юго-западной фратрии человечества (будущий близнец Шульген – Рем – Гильгамеш). Но этому помешала смерть прапредка Имира (его кончина была необходима для образования Вселенной), и будущий первопредок женской фратрии Шульген временно оставался нерожденным в утробе женской половины Имира, превратившегося в гору Мэй («мешок», «утроба»), известную и ныне под тем же названием. Сами же Уральские горы, согласно этой теории, представляют собой якобы части застывшего тела Имира и сохранили соответствующие башкирские названия.
Точно таким же образом на северо-востоке Урала из утробы мужской половины Имира, а точнее, из горы Тора-тау, должен был родиться будущий первопредок северо-восточной фратрии человечества (Урал – Ромул – Энкиду). Но этому также помешала смерть прапредка Имира, и первопредок Урал временно оставался пока нерожденным в утробе мужской половины Имира, превратившейся в гору Нары. Потому что прежде рождения этих близнецов должны были появиться на свет их будущие кормилицы – молочные матери Шаке («волчица») и Инак («корова»). И родились они в одно и то же время, также из застывших в виде гор грудей Имира. Эти горы назывались в древности Эмей Куш-тау (буквально «грудь», «парная гора»), а у древних географов писались как «Имай», «Хумай», «Умай», «Юмай». Современное название этой парной горы – Куш-тау…
Согласно тем же мифам, рождение первопредков-близнецов происходило следующим образом: Шаке якобы способствовала появлению Шульгена из скалы, вскормила грудным молоком и привела к священной горе. К глубокому сожалению, горы этой теперь уже нет – уничтожена руками человека в процессе производства каустической соды…
Точно таким же образом Инак якобы способствовала появлению из скалы Урала, вскормила его и привела к горе Йурак. Название это происходит от слова «hйурак» («белая корова»). По башкирским (тюркским) представлениям, настоящей матерью ребенка считается не родившая его, а вскормившая грудным молоком. Поэтому ребенок принимает облик своей молочной матери (например, в шумерском эпосе Гильгамеш является в облике льва – эквивалента волка).
Таким образом, «женская» фратрия (род Шульгена) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину континента, а мужская (род Урала) – северо-восточную половину. В связи с климатом регионов сложились и названия обитающих там фратрий и их подразделений.
Каждую из двух фратрий составляют два крыла: «женское» и «мужское». Рассмотрим их по отдельности.
На «женской» («им»), юго-западной половине региона с теплым климатом, соответственно, сложились первичные названия: «ас» («женщина», «вода») + «ар» («мужчина», «земля») = «асар», «усар», «усер» (этноним первичного населения этого региона – усергенцев-башкир). А на небе светило для них Солнце (согласно мифу, отсеченная голова первопредка этих людей Шульген – божества фратрии), которое на диалекте или говоре этих людей называлось «ак» («белая») + «ан» («мать») = «акан», «кан», «конь» (по-башкирски «Солнце»). Из указанных двух понятий и сложился этноним людей данного «женского» крыла фратрии: «усер» + «кан» = «усеркан», «усерген» (население, поклоняющееся Кану – Солнцу). Этноним «усер-кан» в древности произносили по-разному: «сер», «серик» (китайцы, лишенные фонемы «р», произносили его как «усень»), «кан», «канлы». Этноним «асара-ман» («усерген») в то же время являлся и именем священной молочной матери, вскормившей первопредка Шульгена: «асара-кан», «соро-хун», где «соро» – «серый», «хун» – «дикий зверь», «волк»; у некоторых американских индейцев волчица также называется «соро», «зорро».
А на диалекте людей «мужского» крыла данной женской фратрии (усергенцев) приведенные выше названия изменялись при перестановке их частей (на первое место был поставлен мужчина): «ар» («мужчина», «земля») + «ас» («женщина», «вода») = «арас», «урус», «рус» – этноним родственного населения, «мужского» крыла данной женской фратрии. А на небе светило для них то же Солнце, но названное по диалекту этих людей мужского крыла как «акайас»: «ак» («белый») + «айас» («ясный»). От последних двух понятий и сложился этноним «Аарас-кай» – «уруский», «русский» (поклонник Кайа – Солнца). Как видно, присоединившееся «кай», «кий» изменило имя существительное «урус» на имя прилагательное «уруский» («русский»).
Этноним «урус» («русский») с приставкой «аб» («мать», «воздух») являлся именем той же молочной матери-волчицы, вскормившей первопредка Шульгена: «аб» + «арас» = «барас», «бураса» («волчица-кормилица»). Это значит, что русское мужское крыло усергенцев-тюрков поклонялось волчице-кормилице; некоторую часть этих людей, переселившихся на Запад, в Прибалтику, арабские путешественники знали под тем же именем «бурасан», «буржан» («люди волчицы»), называли «бурас», «прус». В средних веках бурасы-пруссы имели там свое государство Бурас-ийе («дом волчицы»), или Пруссия. Как писали арабские географы, буржане-пруссы были воинственными кавалеристами, каждый год летом проводили праздник байге – конные скачки, пили кумыс из кобыльего молока. Так что древних пруссаков смело можно причислять к древним урусакам (русским), но только через древних усергенцев-башкир.
В своде арабских источников (Б. Заходер, «Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IХ-Х вв.». М., 1962) древние авторы твердо считают урусов/русов тюрками. И нет сомнения в том, что они – урусы и башгирды – один и тот же тюркоязычный народ, предки современных русских и башкир.
Обратимся к вышеназванному «Своду». «Царя русов называют каган», «Русы делятся на три разряда: куйаба, салабийа, арса». Здесь «куйаба» – Киев, «салабийа» – Силаби, «арса» – это сокращенное от «арсаба», «артаба, «уртаб». По всей вероятности, это есть «арас-аба», «урыс-уфа», «урыт-уфа», что одно и то же, ибо древних тюрков-арасов (русских) называли также «рас», «раш». Близко к городу Уфе сохранилось название речки Арасак – Уршак, являющееся, по-видимому, напоминанием о пребывании здесь древних тюрков-арасов, далеких предков современных русских.
Продолжим цитирование «Свода»: «...особенно страшен разряд арса; в страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, кто вступил на их землю».
В «Своде» верно определено географическое расположение страны этих урусов-тюрков (Внутренняя Башкирия): «К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу – река Рута, к западу – славяне, к северу – безлюдные земли севера».
В книге «Худуд ал-галам» уточняется, что река Рус проходит за пределами «Уртаб, С.лаб, Иуйафа, которые являются городами русов»… Здесь, как уже заметили, «Уртаб» – Уфа, «Силаб» – Силаби (Челябинск), «Иуйафа» – Киев; река Рус (или Рута) – это есть современная Усердарья (Сырдарья), т. е. Усергенская река. Очевидно, в древности она носила название усергенских русов. Эти древние тюрки-арасы (арыси) оставили свой след на гидротопонимии современного Казахстана: приток Сырдарьи река Арысь, озеро Арыс и поселок Арысь – южные пределы обитания древних башкирских урусов (предков современных русских). В 1969-1970 гг. под руководством археолога Н. А. Акишева близ Алма-Аты был раскрыт так называемый Иссыкский курган с богатым захоронением, относящийся к V веку до н. э. Он является наследием тех же древних урусов, или урус-саков – руссаков (или просто саков). Там среди высокохудожественных изделий древних мастеров есть и серебряная тарелка с нацарапанными руническими буквами, составляющими текст зороастрийской молитвы, который читается на башкирском языке.
Ал-Идриси (XV в) тоже подтверждает языковую принадлежность урусов: «Кукийана (Киев. – З. С. ) – город тюрок, именуемых руса» («Древнейшие государства на территории СССР», М., 1984, стр. 214).
Что касается религии, предки башкирского (и русского!) народа приняли христианство уже в 912-13 г. (на 76 лет раньше крещения князем Владимиром киевлян). Потом они, коренные башкиры, по-видимому, были ассимилированы вышедшими из их же среды христианами-славянами и, с течением времени изменив свой язык, этнопсихику, превратились в предков современных русского, белорусского и украинского народов. Лишь немногие, принявшие ислам, избежали ассимиляции, сохранили себя как аборигенов Урала.
Рассмотрим теперь вторую, «мужскую» фратрию (род Урала).
На «мужской» («ир»), северо-восточной половине региона с холодным климатом («Внешняя Башкирия»), по представлениям древних башкир, преобладают застывшие в виде ледяного холма «аб», «аба», «хава» («женщина», «воздух») и «ас», «аса», «абаса» («женщина», «вода»), а также «ак» («мужчина», «белизна») и «ар» («мужчина», «земля»). Все эти элементы слагаются в этноним людей, здесь обитающих: «аб» + «ас» + «ак» + «ар» = «абасакар», «баскар», «башкир». А во множественном числе (с показателем «т») это: «баскар» + «т» = «баскарт», «башкорт» (самоназвание современных башкир). Путем незначительного изменения этот же этноним дает «баскар», «бажгар», «болгар» (самоназвание древних башкир-булгар – дочернего народа) и «бажгар», «мадйар» (древние мадъяры-венгры). В то же время, путем разделения этнонима-основы на две половины в башкирском языке обозначаются физические состояния природных материалов: «боз» («лед») + «ан» («мать») = «бозан», «бизон» («ледовая корова») – название молочной матери, вскормившей первопредка. «Абазан» («бизон») изменяется на «абалан», «болан», «олень». «Аба-лана» – Луна (якобы посмертно отсеченная голова первопредка этой мужской фратрии Урала) – объект религиозного поклонения на диалекте людей «женского» крыла фратрии.
Получаются этнонимы обитателей региона: «абалан» («олень») – «аб-алан» – «алан» (древние аланы); «боз» + «анак» = «бозанак», «бажанак», «печенег». В древнекитайских хрониках последний этноним дается в сокращении: «бажан», «жан», «жун», «сун», «хун». А древние башкиры – хунны, гунны – также «боз», «бос», «бас», «баси», «басил».
Вторая половина этнонима «баскар» дает: «кар» («снег») + «аба» (воздух) = «караба», «корова» («снеговая корова») – название молочной матери первопредка Урала на диалекте или говоре «мужского» крыла фратрии.
Рассмотрим теперь происхождение некоторых этнонимов русских, белорусов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня с Урала).
В древности с Урала на Запад переселилась масса тюрков-урусаков (урусов), или по-другому уру-саков (букв «род сак», т. е. «сакский род»), совместно с алабано-германцами. Сакский компонент этой массы в основном составляли тюрки-печенеги и тюрки-урусаки (саки). Племена эти на новом месте составляли общий военно-племенной союз и вели тесное сожительство (симбиоз) в новых условиях; из этого симбиоза возник новый этнос со своеобразным «ассорти-языком».
«Сак» (русы-тюрки) + «алабан» (германцы) = «сакалабан», «саклабан», «славян» – далекие предки современных славянских народов. Так как племя состояло из двух частей, ассимиляция шла по двум направлениям: «женское» крыло новообразовавшегося этноса славян, урусаки-тюрки, в основном было «проглочено» преобладающими алабано-германцами и, теряя основные свои тюркские качества и язык, стало называться, в отличие от германцев, поклоняющихся Луне, этнонимом «урус акайас», «русскаясь» («русский», «поклоняющийся Солнцу»). Возник новый этнос – русские. Второе («мужское») крыло этих же славян, состоящее из печенегов, «поглотило» албано-германцев, сохраняя некоторые тюркские качества, и стало называться «сакал» (от слова «сакал-абан» – «славян»). Название «сакал» изменилось в «хакал», «хохол» (предки современных украинцев). От крыла «урус» отошла развилка «бала урус» (букв. «малый русский») – «белорус» (предки современных белорусов). Всех их от тюрков-уральцев отделили изменившийся язык и новая религия (христианство).
Зигат СУЛТАНОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!