Найти тему
Архивариус Кот

«Как мрачный стон, как гроба холод...»

С шестой главой «Евгения Онегина» связана ещё одна загадка: при её первой публикации (она вышла в свет 23 марта 1828 года) после текста стояло «Конец первой части». Более того, было примечание: «В продолжение издания I части „Евгения Онегина“ вкралось в неё несколько значительных ошибок. Важнейшие из них помещаем здесь» (дальше были не только исправлены ошибки, но и даны некоторые изменения текста).

Интересно очень: значит, Пушкин собирался написать ещё примерно шесть глав? О чём он хотел рассказать в них? В школьные годы я изучала роман по изданию (многократно переизданному), подготовленному при участии известного пушкиниста С.М.Бонди, который попытался «реконструировать» замысел Пушкина, подробно расписывая, что должно было быть в каждой главе. При всём уважении к пушкинисту, позволю себе заметить, что это скорее его представление о романе, чем действительно замысел поэта.

Однако совершенно ясно, что планы развития сюжета романа существенно поменялись.

И шестая глава – переломная, в первую очередь, для героя. Дуэль уносит жизнь Ленского, и одновременно она, наверное, низшая точка падения для Онегина. Давайте разберёмся.

Иллюстрация К.И.Рудакова
Иллюстрация К.И.Рудакова

К этой главе Пушкин даёт примечание: «В первом издании шестая глава оканчивалась следующим образом:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй мое воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай,

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И наконец окаменеть

В мертвящем упоенье света,

Среди бездушных гордецов,

Среди блистательных глупцов,

XLVII

Среди лукавых, малодушных,

Шальных, балованных детей,

Злодеев и смешных и скучных,

Тупых, привязчивых судей,

Среди кокеток богомольных,

Среди холопьев добровольных,

Среди вседневных, модных сцен,

Учтивых, ласковых измен,

Среди холодных приговоров

Жестокосердой суеты,

Среди досадной пустоты

Расчётов, дум и разговоров,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья».

В окончательном варианте конец главы сокращён, из двух строф скомпонована одна, но автору, видимо, было очень важно донести эти строки до читателя (кстати, кто-то, вероятно, узнал: частично они использованы П.И.Чайковским в арии Гремина). Почему же? Автор боится, что его душа может «остыть», «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть» … А ведь, похоже, это самое и произошло с душой Евгения: «мертвящее упоенье» «сего омута» оставило свой страшный след. Онегин, даже бравируя своим неприятием окружающих, оказался в плену светских представлений о чести. Ведь он сам понимает свою неправоту,

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

… Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце.

Однако же, выказывая, как я писала, презрение к «сброду», сейчас Онегин встаёт на его точку зрения. Он может демонстративно пренебрегать правилами, опоздав к месту поединка, взяв с собою в качестве секунданта камердинера, походя оскорбив Зарецкого (во фразе «Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный» многие пушкинисты трактуют слово «известный» в том же ключе, что и гоголевское «Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории»). Однако не может сделать главного – объясниться с Ленским. Ю.М.Лотман очень интересно прокомментировал слова Онегина, обращенные к Ленскому, «Что ж, начинать?»: «С этими словами он, вопреки всем правилам (противники на поле боя не вступают ни в какие непосредственные сношения!), обратился прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя Зарецкого. Пушкин показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого и всеми средствами демонстрируя своё к нему презрение, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию».

В комментариях к одной из предыдущих статей мои внимательные читатели (я говорю сейчас только о них – не о тех, кто, подзабыв роман, всех поучает) не раз задали вопрос, почему Онегин не выстрелил в воздух, и сами себе на этот вопрос ответили: «Евгений оказался малодушным», «Им руководит банальная трусость». Увы, но это совершенно верно! Добавлю ещё, хоть и писала раньше: Онегин выстрелил первым, не дойдя шага до барьера, что, конечно, не запрещалось дуэльными правилами, но считалось не весьма достойным. Оставим в стороне рассуждения, почему не выстрелил Ленскому в руку или в ногу, – мы не знаем, насколько метким стрелком был Онегин. Любопытно рассуждение А.И.Герцена, что Пушкин убил Ленского «рукой Онегина — Онегина, который любил его и, целясь в него, не хотел ранить». Не знаю… Знаю одно: убийство на дуэли в глазах света таковым не считалось, но Пушкин не единожды повторит: «Убийца юного поэта».

И только после гибели поэта Онегин осознает, что произошло:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его … напрасно .

Иллюстрация П.П.Соколова
Иллюстрация П.П.Соколова

А затем будут размышления Пушкина, сначала общие, а потом такие мучительные, рвущие душу:

Приятно дерзкой эпиграммой

Взбесить оплошного врага;

Приятно зреть, как он, упрямо

Склонив бодливые рога,

Невольно в зеркало глядится

И узнавать себя стыдится;

Приятней, если он, друзья,

Завоет сдуру: это я!

Ещё приятнее в молчанье

Ему готовить честный гроб

И тихо целить в бледный лоб

На благородном расстоянье;

Но отослать его к отцам

Едва ль приятно будет вам.

Что ж, если вашим пистолетом

Сражён приятель молодой,

Нескромным взглядом, иль ответом,

Или безделицей иной

Вас оскорбивший за бутылкой,

Иль даже сам в досаде пылкой

Вас гордо вызвавший на бой,

Скажите: вашею душой

Какое чувство овладеет,

Когда недвижим, на земле

Пред вами с смертью на челе,

Он постепенно костенеет,

Когда он глух и молчалив

На ваш отчаянный призыв?

Исследователи относят именно к этим строфам ещё две, сохранившиеся в бумагах Александра Сергеевича, но даже не помеченные как пропущенные:

В сраженье смелым быть похвально,

Но кто не смел в наш храбрый век?

Всё дерзко бьётся, лжёт нахально;

Герой, будь прежде человек.

Чувствительность бывала в моде

И в нашей северной природе.

Когда горящая картечь

Главу сорвёт у друга с плеч,

Плачь, воин, не стыдись, плачь вольно:

И Кесарь слезы проливал,

Когда он друга смерть узнал,

И сам был ранен очень больно

(Не помню где, не помню как);

Он был, конечно, не дурак.

Но плакать и без раны можно

О друге, если был он мил,

Нас не дразнил неосторожно

И нашим прихотям служил.

Но если жница роковая,

Окровавленная, слепая,

В огне, в дыму — в глазах отца

Сразит залётного птенца!

О страх! о горькое мгновенье!

О Строганов, когда твой сын

Упал, сражён, и ты один,

Забыл ты славу и сраженье

И предал славе ты чужой

Успех, ободренный тобой.

Такие размышления и на исторические темы, и по следам недавних для Пушкина событий (в феврале 1814 года в сражении при Краоне погиб 19-летний граф Александр Строганов, отец которого командовал корпусом в этой самой битве), очевидно, показались автору слишком уж уводящими в сторону, и в роман он их не включил, чтобы ещё сильнее подчеркнуть состояние Онегина:

В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

«Ну, что ж? убит», — решил сосед.

Убит!.. Сим страшным восклицаньем

Сражён, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовёт…

Иллюстрация З.Е.Пичугина
Иллюстрация З.Е.Пичугина

Сохранилась в рукописи и ещё одна строка – «Как мрачный стон, как гроба холод...» К чему она относится? Думаю, как раз к тому, что чувствует Онегин.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь