Что такое гендерное воспитание и существует ли оно в российских детских садах? Актуально ли подобное воспитание в современном мире и чему именно учат мальчиков и девочек в детских садах?
Мальчики – принцы, девочки - Золушки
В современном мире репертуар детских утренников начинает вызывать сомнения и подозрения у психологов и социальных исследователей. Примеров можно назвать множество, но приведем пару наиболее ярких.
Перед 8 Марта в одном из детских садов Москвы было решено провести праздник в стилистике сказки братьев Гримм. Мальчиков было велено привести в костюмах принцев, а девочек – в костюмах Золушек. Кроме того, на долю девочек выпала доля танцевать «танец-стирку», для которого нужно было принести из дома тазик.
В другом детском саду отличился утренник ко Дню Защитника Отечества. В этом садике мальчики исполнили «танец с автоматами», занимались физкультурой в советских пилотках, а потом несли домой медали – поздравлять пап. Девочек же ко дню 8 Марта попросили «собрать борщ» из пластиковых игрушек, а также помочь бабушкам и мамам нарядиться в шляпки и бусы, поскольку те «никогда не знают, что надеть».
Говоря языком закона
В официальных документах для дошкольных учреждений на удастся найти никаких рекомендаций по различному воспитаю мальчиков и девочек в детских садах. На удастся их найти и в Федеральном государственном образовательном стандарте, а также в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, созданной для реализации стандарта.
Помимо прочего, в последнем документе ставится совсем иная задача: «обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста независимо от места проживания, языка, нации, социального статуса и пола. Короче говоря, Программа призывает к гендерному равенству в дошкольном образовании, это одна из её ценностей, как и укрепление здоровья детей, их общее развитие и поддержка семьи.
Откуда приходит гендерное образование?
Если в государственных документах не найдется ни одного, легализующего гендерное обучение, откуда же оно берется? Идея по-разному обучать мальчиков и девочек берет своё начало в авторских программах, созданных на основе ФГОСов, а также в методичках, выпускаемых Федеральным институтом развития образования. Кроме того, этому учат на курсах повышения квалификации для педагогов и воспитателей.
Например, в пособии «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» от 2014 года, подчеркивается, что цель детского сада – формирование и закрепление «традиционных гендерных представлений». Обосновывая необходимостью гармоничной социализации ребенка, авторы утверждают, что уже в 4-5 лет необходимо формировать у детей «первичные гендерные представления». Кроме того, они приводят примеры таких представлений. К примеру, дети должны понимать к этому возрасту, что мальчики – это обязательно сильные и смелые дети, в то время как девочки – нежные и женственные.
Что в этом плохого?
Отдельные авторские программы для детских садов также предусматривают формирование «устойчивых форм межличностного взаимодействия мальчиков и девочек», а также «гендерной принадлежности» детей. Для этого предлагается разделять игрушки для мальчиков и для девочек, делать так, чтобы они играли отдельно, давать детям предметы «соответствующего» цвета (розового девочкам, голубого – мальчикам). Программы предлагают научить детей осознавать «необратимость своего пола». Однако, что плохого в том, чтобы научить мальчика быть смелым, а девочку – прилежной?
Специалисты уверены, что скрытый учебный план в российских детских садах приводит к излишней «гендерной поляризации», когда девочкам объясняют, что красота и послушание – их главные качества и основной «капитал», а мальчикам – что они должны любить оружие, радоваться танкам и на праздники получать открытки с танками. За любой такой поляризацией следует общественная рассогласованность и нестабильность.
Социальные психологи подтверждают, что попытка поддерживать жесткое гендерное разделение повышает уровень насилия в обществе. Кроме того, оно приводит к формированию «бинарного мышления», когда мы начинаем мыслить дихотомичными категориями: «плохой - хороший», «темнокожие – белокожие». А такое мышление вредит отношениям с людьми. Кроме того, гендерные представления определяют и самоощущение. И девочка, которой синий нравится больше розового, может ощущать себя неполноценной, как и мальчик, которому кисточки нравятся больше танков.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Какой он – настоящий учитель в глазах современных школьников?