Часть 1
Всё началось с разговора. Мы с сыном начинали заниматься по программе «Социальное мышление». Но прежде чем начать изучать содержание программы, я хотела объяснить Алмазу: что такое «социальное мышление», про что это. Мне всегда важно,чтобы ребёнок понимал на доступном уровне: что мы делаем и для чего это нужно. Итак, такой у нас получился разговор:
- Алмаз, давай разберем какие бывают мысли. Ты о чём обычно думаешь?
- Про игрушки, про шоколад, про драконов, про игры...
- Хорошо. Это мыли про наши потребности и желания. Про то,что нам нравится. Какие еще есть мысли?
- Ммм...
- Смотри, есть мысли про школу, про учёбу и работу, социальные мысли (про других людей и их желания, чувства, мысли), про события дня, про погоду и т.д..
Я выписываю все эти категории на доске и предлагаю Алмазу поиграть в игру: «Про что эта мысль?» Он соглашается. Я начинаю делиться мыслями, а Алмаз угадывает: к какой категории они относятся:
- Мне учительница задает вопрос: сколько будет 2+2. Я думаю: «Наверное, правильный ответ - это 4»
- Это мысли про математику! – угадывает Алмаз.
- Точно! – соглашаюсь я . А к какой группе они относятся?
- Мммм... К учёбе. – догадался он. Я подтверждаю правильность его ответа и ставлю галочку напротив категории «учёба»
- А вот такая ситуация, - продолжаю я. – Тебя позвал Эмиль на День Рождения. Ты не знаешь,что ему подарить и думаешь: «Интересно, какие подарки любит Эмиль?» Эта мысль про что?
- Про то,что нравится, наверное, - делает предположение Алмаз.
- Но нравится не тебе, а другому человеку, - подсказываю я. Он смотрит на список на доске и делает еще одну попытку:
- Социальная что ли?
- Точно! Это мысль социальная. Так мы еще какое-то время упражняемся в категоризации мыслей и ему становится немного понятнее,что такое «социальные мысли»
- А давай теперь посмотрим: какие мысли членам нашей семьи даются легко или с трудом: У кого в нашей семье лучше всего получается решать примеры по математике?
- У меня, - уверенно, отвечает Алмаз. И он прав. Мы ставим галочку рядом с категорией «учёба» и рассуждаем о том,что мысли об учебе Алмазу даются обычно с лёгкостью.
- А кому легко разговаривать с другими людьми, здороваться с ними, помнить: что им нравится и не нравится?
Алмаз задумался.
- Наверное, тебе?
- Ну хорошо, - соглашаюсь я. А какие это мысли?
- Социальные – Алмаз указывает на эту категорию и мы ставим галочку.
- А тебе что легче: решать примеры по математике или попросить друга поиграть с тобой во что-то? – интересуюсь я.
-Математика легче, - говорит Алмаз.
- Значит какие мысли тебе даются легче, а какие – сложнее?
- Учеба легче, а мысли про людей – сложнее, отвечает Алмаз. И задаёт еще один вопрос – А тебе всегда было легко с социальными мыслями?
- Хммм.... Ну когда я была маленькая, то я не всегда знала: как начать разговор с другими людьми или с кем о чём можно поговорить. Мне было сложно, - делюсь я. И это правда. Я была стеснительным ребенком, к тому же я интроверт, так что мне тоже в детстве социальные отношения было непросто наладить. Хотя, конечно, не настолько сложно мне было, как сейчас Алмазу.
___________________________
Часть 2
Через несколько дней Алмаз увидел,что я читаю статью в какой-то из тематических групп в Facebook. Он прочитал в названии «Аутизм» и спросил,что это значит.
«Это значит, что эта группа про людей с аутизмом», - ответила я.
«А что такое аутизм?» - поинтересовался Алмаз.
Я задумалась, прежде чем ответить: «Это когда человеку сложно понимать других людей.»
«Как это?» - продолжал спрашивать Алмаз.
«Ну...У кого-то сильный аутизм и им сложно даже научиться говорить. А у кого-то лёгкий аутизм и им сложно начать разговор с другими людьми.»
И тут Алмаз выдал интересный вывод: «Значит, когда ты была маленькая, у тебя был лёгкий аутизм? Я помню, ты сказала,что не знала как начать разговор, когда маленькая была» .
Некоторое время я молчала, не зная: как на это реагировать. Потом сказала: «Да, возможно.» Не стала усложнять и объяснять,что причины для социальных сложностей в детстве бывают разные. Зачем его запутывать? К тому же, возможно, это могло бы ему помочь быстрее понять принять свои сложности.
«Значит, когда ты выросла, то аутизм у тебя прошёл?» - не унимался Алмаз.
«Ну...Я просто научилась общаться лучше» - неопределённо ответила я.
______________________________________________________
Часть 3
Был конец февраля и Алмаз уже больше двух месяцев учился дистанционно из-за карантина. В конце каждого учебного дня у него была встреча онлайн с учительницей и одноклассниками. Они обменивались впечатлениями, а потом учительница читала книгу. После каждой такой встречи мы разбирали разные вопросы: Кто что сказал? Насколько это было уместно? Как в этот раз вёл себя Алмаз? По правде говоря, сыну эти разговоры были не очень интересны. Особенно, если я говорила,что некоторые его действия были не совсем уместны. Он пожаловался мне на это.
«Ну ты же знаешь, что важно обсуждать эти социальные моменты,чтобы научиться понимать других людей», - возразила я.
- «Знаю. Это потому что у меня аутизм», - довольно спокойно отозвался Алмаз.
Так я узнала о том,что сын понял о своём аутизме. Тогда мы открыто обсудили с ним эту тему в первый раз.