Найти в Дзене

Уроки литературы. J:Морс: загадки вислоухой принцессы

Оглавление

__________________________________________________________________________________________

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ — рубрика для учителей, старшеклассников и их родителей. Интересно и филологично о современных популярных текстах + домашка для юных исследователей!

__________________________________________________________________________________________

J:Морс не только группа, но ещё и напиток с клюквенным и черносмородинным вкусом. На счету Владимира Пугача, лидера «некисельных», и его команды много «приколов»: концерт на борту самолёта, выпуск «IPod» в стиле группы, выступление на выпускном в минской школе №203 в рамках акции «Принцесса-2006».

Можно продолжить, но остановимся, ведь именно с песней «Принцесса» связан самый большой текстовый «прикол» группы, который некоторые считают всё же «проколом». Так ли это? Попытаемся разобраться.

Словарь судья

Михаил Задорнов высмеивал образ «вислоухой принцессы» со словами: «какой бред сегодня пишут, вы только послушайте».

Михаил Задорнов
Михаил Задорнов

Поклонники «морсов» попытались заступиться и выдвинули версию, основанную на текстуальном анализе (анализ, в котором рассматривается только текст и, не учитываются другие внетекстовые факторы (биография, историческая эпоха и т.д.) , что «вислоухая принцесса» — это собака. Доводы были таковы:

1) вислоухость, которая свойственна некоторым породам собак,

2) «кормиться с руки, размножаться в неволе» — прямое указание на животное, которое живет в квартире/доме с хозяином,

3) «За окном гуляет кошка —// Ты её совсем не знаешь…» — намек на традиционное противостояние кошек и собак. Собака предана хозяину и сидит «в своём окошке», пока свободолюбивая кошка осваивает улицы.

Версия не выдержала критику, потому что на официальном сайте «J:морс» появилась информация, что припев для «Принцессы» написал поэт из Израиля Борис Штерн, который за образом принцессы подразумевал реальную девушку.

После такого заявление даже у ярых апологетов не было слов, только вздохи: «Поэт – дело тонкое». Как оказалось, напрасно защитники сдались. Если открыть словарь Д.Н. Ушакова, то помимо прямого значения «вислоухий – имеющий отвисшие уши», слово может употребляться и в переносном смысле - «глуповатый человек».

Если применить данное открытие к нашему тексту, то всё становится на свои места. Принцесса – это просто глупышка, которую, разумеется, обманули… Хотя не будем делать поспешных выводов, ведь «любовь – это сложно…»

Фрагмент из клипа «Принцесса»
Фрагмент из клипа «Принцесса»

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

А принцы кто?

Ответ на этот простой вопрос кроется в сложной субъектной организации текста. Напомню, лирический субъект (ЛС) это субъект, с точки зрения которого показаны все образы в стихотворении . В «Принцессе» художественный мир рисуется через сознание самого автора, который повествует о главной героине:

Мучительно больно выходишь из роли…»
А в припеве даже просит поцелуй:
«Поцелуй меня украдкой,
Вислоухая принцесса…

Во втором заключительном куплете происходит важная метаморфоза. Автор становится непосредственным героем песни, т.е. «принцем»:

Занавес. Я выбываю из роли…

В глаза бросается, что и принцесса, и принц отказываются от роли. Она – выходит из неё, он – выбывает. Перед нами 2 глагола несовершенного вида, из чего мы понимаем, что действие ни одним, ни вторым героем не доведено до конца. О чём это говорит? Правильно - их роман ещё не доигран.

Принц
Принц

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

2 стереотипа влюбленного

Не смотря на мнение принца о том, что всё пустота, ложь и ничего больше не получится:

Комиксы врут. Пустота за забралом.
Могло быть иначе, но стало как стало…

Его просьба о поцелуе говорит об обратном. Он надеется на примирение. Просто ему кажется, что у принцессы ещё что-то может получиться на подмостках любви и без него:

Мучительно больно выходишь из роли…
Ты оставляешь себя для кого-то…

В отличие от принцессы герою ничего не светит. У него, как и положено страстно влюбленному, складывается 2 внутренних стереотипа:

1) Предмет любви лучше, чем он, поэтому у принца «пустота за забралом», а у принцессы обложки журналов и абстрактный кто-то («Ты оставляешь себя для кого-то…»).

2) Его любовь сильнее, чем любовь противоположной стороны, потому что у принца кроме неё никого и ничего, а у принцессы перспективы есть, значит любит, но не так сильно.

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

__________________________________________________________________________________________

Третий лишний

Первоначальный текст песни «Принцесса» заканчивался словами:

Нам не сказали «Любовь – это сложно»,
Нельзя изменять, знакомиться можно.

Во вторую редакцию Владимир Пугач внес изменения, именно этот вариант размещен на официальном сайте «морсов»:

Нам не сказали «Любовь – это сложно»,
Встречаться нельзя, знакомиться можно.

С чем связано такая корректировка - не ясно. Очевидно одно: ссора произошла из-за «лишнего» человека.

Любовный треугольник
Любовный треугольник

Последняя загадка и «последний романтик»

Мы убедительно доказали, что принцесса – это не вислоухая собака, а прекрасная дама с обложки журнала, в которую по уши (а может быть в её уши) влюблен принц. Но осталась ещё одна загадка, а именно в чем же прелесть этой песни?

На мой взгляд, ответ выходит за рамки одной песни и кроется во всей лирике Владимира Пугача. Секрет, которой не в сложной метафоре или лексике, а в центральном женском образе его песен.

В отличие от многих популярных «сонграйтеров», культивирующих женские образы типа «Витаминка» (Тима Белорусских), «Мотылёк, или коварная искусительница» (Макс Корж). Владимир Пугач лишен потребительской жажды к слабому полу, неутоление которой и вызывает к жизни вышеупомянутые образы. Он просто любит и боготворит женщину, как «последний романтик», который «погиб на танцполе».

В качестве домашки предлагаю разгадать песню Владимира Пугача «Не мой дождь».

Если понравилось — подписывайтесь на блог и ставьте лайк!

Примечание:

*впервые опубликовано в газете "Переходный возраст"

__________________________________________________________________________________________

Также вас может заинтересовать:

_________________________________________________________________________________________

Сказки
3041 интересуется