Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Кавалеры, которые любили покушать и выпить на балах, но нахально не приглашали дам танцевать

Такие кавалеры нередко упоминаются в литературе 19 века. Приедут на бал и не танцуют. Спрашивается: да какого же чёрта вы приехали? Сидели бы себе дома, если не любите танцев.

Конечно, их осуждали, особенно в провинции, где молодых женщин и девушек было большее, чем молодых кавалеров. Вспомните мистера Дарси из «Гордости и предубеждения». Он почти не танцевал на первом балу в провинции, и за это его сразу невзлюбили. Его поведение было признано неприятным и отталкивающим. В России отношение к подобным субъектам было таким же.

Фильм "Гордость и предубеждение", 1995 год. Мистер Дарси с мрачным лицом на балу.
Фильм "Гордость и предубеждение", 1995 год. Мистер Дарси с мрачным лицом на балу.

И это справедливо. Ведь девушки обожали балы, им хотелось много танцевать, красоваться в своих нарядных платьях!

Nicaise de Keyser. Princess Charlotte, 1857 год. Бальное платье.
Nicaise de Keyser. Princess Charlotte, 1857 год. Бальное платье.

Но кавалеры охотнее приглашали замужних дам: «Молодые девушки забыты. Почему барышням 19 века было сложно найти женихов и даже партнёров по танцам?»

А тут ещё эти противные нетанцующие кавалеры.

Фильм "Красное и чёрное", СССР, 1976 год. Нетанцующие кавалеры на балу.
Фильм "Красное и чёрное", СССР, 1976 год. Нетанцующие кавалеры на балу.
  • Из бального этикета: «Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считается признаком дурного тона».

Ну, мало ли что считается. Многие не боялись осуждения, а ещё и бравировали своим нежеланием танцевать. Взять хоть Печорина из повести Лермонтова «Княжна Мери». Только и протанцевал пару танцев с княжной, остальное время стоял столбом, наблюдая за другими людьми.

Фильм "Княжна Мери", СССР, 1955 год. Танцующий кавалер (со своей дамой), но плохой человек, за которым наблюдал Печорин на балу.
Фильм "Княжна Мери", СССР, 1955 год. Танцующий кавалер (со своей дамой), но плохой человек, за которым наблюдал Печорин на балу.

В повести Ивана Панаева «Великосветский хлыщ» (1854 год) такие кавалеры названы бездействующими. Притащились на бал и толпятся без дела.

По сути, они здесь не нужны. Пользы от них – ноль, только расходы… на ужин!

Семейство, о котором идёт речь в повести, относится к столичному дворянству средней руки. Люди не очень богатые, но раза три в год давали небольшие балы.

Картинка из журнала мод, начало 1850-х. Дамы в бальных нарядах.
Картинка из журнала мод, начало 1850-х. Дамы в бальных нарядах.

«На этих вечерах разносили мороженое, конфекты, яблоки и варенья, и увеселения оканчивались праздничным ужином. Ужин приготовлялся человек на тридцать, но гостей обыкновенно являлось человек пятьдесят.

Добрые хозяева приходили в некоторое беспокойство и всё надеялись, не уйдет ли авось кто-либо из бездействовавших кавалеров до ужина.

Но эти кавалеры упорно держались в своих позициях, и на лице их можно было прочитать, что они именно только и ожидают ужина, что они явились единственно для ужина, что они в тоске по ужину и внутренне проклинают всю эту нескончаемую мазурку »…

Иоганн Ричард Швагер. Портрет молодой дамы в белом платье и розой в волосах, 1856 год. Так девушка или молодая дама могла одеться на бал.
Иоганн Ричард Швагер. Портрет молодой дамы в белом платье и розой в волосах, 1856 год. Так девушка или молодая дама могла одеться на бал.

Но дело, как пишет Панаев, оканчивалось всегда благополучно.

«Этому немало способствовала закуска перед ужином. В небольшой комнатке, примыкавшей к столовой, ставились на двух столах водка и закуска, состоявшая из груд нарезанной икры, ветчины и сыра. Когда мазурка оканчивалась, все кавалеры с некоторою дикостию бросались в эту комнату и разом осаждали стол с закуской.

Натиск бывал так силен, что многим отдавливали ноги или зашибали руки, и три перемены этих груд икры, ветчины и сыра исчезали в одно мгновение ока. Успокоенные таким образом, кавалеры приступали к ужину с гораздо меньшею алчностию».

Во времена моей студенческой молодости (начало 1990-х) тоже хватало парней, которые придут на дискотеку и стоят весь вечер столбом. Даже быстрые танцы не танцевали.

Матушка уверяет, что во времена её молодости такого безобразия не было.

Жан Огюст Доминик Энгр. Княгиня де Брольи, 1853 год. Бальное или вечернее платье.
Жан Огюст Доминик Энгр. Княгиня де Брольи, 1853 год. Бальное или вечернее платье.

Другие мои статьи близкой тематики:

Бальные и вечерние платья с умеренно пышными турнюрами, 1875 – 1876.

Бальные и вечерние платья с турнюрами, 1872 год.

Какое старинное платье помогло создать бальный наряд Кити в фильме с Софи Марсо?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!