Раннее детство – благоприятная пора для приобретения ребенком хороших, полезных привычек. Гораздо легче развивать и продолжать приобретенное, чем ломать плохие привычки и переучивать.
Привычка — вторая натура. Эти слова отражают важную роль привычек в формировании личности человека, даже и совсем маленького ребенка до трех лет, когда малыш еще не может осмыслить правила и нравственные формы поведения. Но если взрослые помогут ему выработать необходимые привычки, он будет поступать в соответствии с ними.
Если ребенка последовательно приучать самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, закладывая основы для формирования трудолюбия, он привыкнет трудиться до того, как поймет, что труд – обязанность каждого человека. Приучая малыша убирать по местам игрушки, аккуратно складывать свою одежду, пользоваться носовым платком и салфетками, родители воспитывают у него опрятность и аккуратность. Привычка жить по режиму очень важна и вырабатывает собранность – черту характера, которая поможет облегчить учебу и достичь успехов в работе и карьере. А от воспитания гигиенических навыков (мытье рук перед едой, запрет на употребление упавшей еды, немытых овощей и фруктов, культуры питания в целом), стремления к занятиям физкультурой будет зависеть состояние его здоровья.
Много в жизни человека, в его характере определяют привычки, приобретенные еще в раннем детстве. Важнейшая привычка жить по режиму закладывается в младенчестве и с возрастом ее надо укреплять. Режим положительно влияет и организует поведение малыша, порождает у него ощущение комфорта и благополучия, тогда он без возражений и капризов делает то, что предлагают взрослые.
На втором году жизни главное не упустить стремление ребенка к самостоятельности, это самый благоприятный момент к вырабатыванию у него привычки к самообслуживанию. Родителям надо запастись терпением и выдержкой, чтобы наблюдать как он медленно и неумело пытается натянуть колготки, надеть штанишки и сапожки. Малышу сейчас все в новинку, ему это интересно, он охотно выполняет эти действия, напрягая свои силенки и радуется, когда ему это удается. Надо знать, что позднее, когда физическое и психическое развитие ребенка достигнет более высокого уровня, а потребность к самостоятельности будет удовлетворяться в более сложных действиях, прививать навыки самообслуживания станет гораздо труднее, так как простые операции уже потеряют привлекательность; к тому же, он усвоит, что его могут обслужить взрослые.
С полутора лет ребенка надо приучать одевать и снимать одежду в определенной последовательности и аккуратно ее складывать. Прежде чем приучать ребенка к действию, сначала стоит научить правильно его выполнять. Сначала показать, замедляя свои движения, что нужно делать, положить свою руку поверх его руки и действовать вместе. Очень важно, чтобы ребенок правильно и хорошо делал то, за что берется, чтобы не закрепился ошибочный навык. Ведь переучивать всегда труднее.
Приобретая навыки и привычки, ребенок познает окружающий мир, делает неожиданные для себя открытия, отвлекается, играет. Например, чтобы не превращать обучение умыванию в забаву, сначала стоит познакомить малыша со свойствами воды (налить в тазик воду, дать игрушки для ванны и черпачок для их вылавливания). Пусть насладится игрой. Затем уже показывать, как мыть руки, намыливать мылом, смывать, вытирать.
В привычках заложены корни нравственности. Ребенок не рождается добрым или злым, честным или обманщиком. Как и другие черты характера, нравственные качества ему предстоит приобрести. Привычки играют в этом существенную роль. Например, десятимесячный карапуз схватил нос взрослого и теребит его, а взрослый умиляется и смеется. Став постарше, он уже хватает очки, другие предметы взрослых, а если не дают, требует, и их ему дают. А в год и три уже бросается с кулачками на взрослого, если слышит возражения на свои просьбы, привыкнув к тому, что ему все дозволено. Если это не пресекать вовремя, вырастет не уважающий других, злой человек. Поэтому, очень важно с раннего детства приучать ребенка к сочувствию, к тому, кто упал, ушибся, заболел; уважать вещи и личное пространство другого человека и даже животного. Как только ребенку станет по силам, стоит просить помочь его взрослым. Например, накрыть на стол, по просьбе принести дедушке газету и т.д.
На втором году жизни надо поощрять щедрость ребенка и не ругать за расточительность. Устраивая детские праздники, надо приучать ребенка к роли гостеприимного хозяина, одаривающего и угощающего гостей вместе с взрослыми. Так у ребенка формируется привычка делиться с другими не скупясь, и это залог того, что ребенок не вырастет стяжателем (корыстолюбивым, стремящимся к наживе и приобретению излишних материальных благ человеком).
Очень важно привить малышу привычку есть за столом, тщательно помыв руки. Принимать еду где попало, совмещать ее с просмотром телевизора или сидением в интернете очень вредно. Такие привычки чреваты кишечными заболеваниями, перееданием. Увлеченный просмотром фильмов и сюжетов, человек всегда съест больше.
Пока привычка не закрепится, ребенок нуждается в контроле взрослых. То или иное действие должно систематически и многократно повторяться. Важно, чтобы все члены семьи были последовательны и едины в требованиях. Если кто-то запрещает, а кто-то разрешает то, что было запрещено вчера, или, предложив что-то сделать, вскоре забывает об этом, прочной привычки не выработается.
Важно поощрять лаской и добрым словом, но не вознаграждать (за это получи конфетку) за правильное действие, так как привычка получать награду за правильно сделанное порождает торгашество – нехорошую черту характера.
Если ребенок поступил неправильно, надо выразить неудовольствие, но без раздражительности и нервозности. И ни в коем случае нельзя наказывать двух-трехлеток, это нецелесообразно и вредно. Дети этого возраста чутко реагируют на неодобрительный тон старших. Вообще, муштра, подзатыльники, шлепки – плохие помощники в воспитании.
Часто некрасивые и вредные привычки появляются у ребенка вследствие дурного примера взрослого. Некоторые даже навязываются ребенку: кормление под уговоры, сказки, перекармливание, еда перед телевизором (чтобы ребенок отвлекся и съел побольше) и т.д.