Чувствую, все уже утомились от серьезных тем и хочется просто посплетничать. Почему бы и нет, ведь за инфоповодом нам далеко ходить не надо - тема "роковых" женщин в литературе неисчерпаема. Причем в книгах они встречаются намного чаще, чем в обычной жизни. Оно и понятно, очень уж удобный для писателей персонаж.
Во-первых, вокруг такой женщины легко накрутить всяческой движухи. Во-вторых, писатели-мужчины любят отливать на женских персонажах свои личные комплексы, обиды и мечты. А если концы с концами не сойдутся, то и не страшно – женщина же "загадочная и непредсказуемая"!
Так что и нам не грех на этом поле продолжать пастись (хотя уже было здесь, и здесь, и здесь, и здесь немного). Давайте сравним два эпизода и посмотрим, кому из героев нести свою беду дальше, а кому светит даже плюшками побаловаться?
Сегодня меня на поэзию потянуло, так что стихи (извините, в здешнем редакторе они очень криво вставляются, читать неудобно).
А.С.Пушкин, "Руслан и Людмила". Помните, там некий финн пытался обаять первую девку на деревне Наину. Уж и на волынке ей играл, и в поход с викингами пошел, и подвиги ради нее совершал. А она – ну ни в какую!
К ногам красавицы надменной Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный, Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным; Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным: «Герой, я не люблю тебя!»
А вот другое стихотворение: Н.Гумилев, "У камина". (оно слегка отдает психиатрией, но будем придерживаться романтической версии). Тоже вернувшийся из похода завоеватель-победитель, тоже не отвечающая ему взаимностью женщина...
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
«Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.
И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.
Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;
Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;
Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»
И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
При всем поверхностном сходстве ситуации очень разные. Принципиально! Один из героев награды не получит никогда, другой вполне может рассчитывать на сбычу мечт. Маркер победы или поражения – внимание или равнодушие.
Наине поклонник – ну вот до лампочки. Скрылась с видом равнодушным, рассматривать трофеи, красоваться перед подругами и выслушивать про подвиги не стала. Ей финн не нужен ни пастухом, ни героем, ни кем угодно. Единственное, что от него требуется - чтобы убрался с глаз долой навсегда. Помните, мы об этом говорили: Ирен и Сомс Форсайты, чета Карениных, герои "Гранатового браслета"...
Никакими земными благами это равнодушие в благосклонность перевести нельзя. Разве что в раздражение. Да лучше и не надо, право слово.
Вон, финн сумел постичь чернокнижие и привлечь Наину чарами (хм, на заметку – женщины любят умных и образованных!). Так сам потом драпал, гремя костылем и развевая седой бородой. Постарела она за это время, видите ли! Да еще и на колдунью выучилась не хуже него самого. Мы так не договаривались!
Вот и в реале некоторые упорные, получающие доступ к предмету страсти даже еще во вполне товарном виде, тоже оказываются разочарованы. Предмет-то оказывается вовсе не предметом, а живым таким человеком. Субъектом. С характером, умом, привычками, умениями, особенностями организма. Влюбленным в мечту трудно потом любить живого человека.
Зато второй путешественник – он-то своей даме интересен! Сидит в уютном уголочке, ухмыляется, слушает вечер напролет. "Костер давно погас, а ты все слушаешь..."
Только есть одна закавыка. Герой интересен ей не сам по себе, а как орудие ее мести. И злилась Она не на Него, и победу торжествует не над ним. Были бы у них раньше терки, герой бы так поэтично не разливался про боль души, словно в первый раз.
Над кем женщина торжествует победу? Об этом нам не рассказали. Над кем-то, кто ее унизил, обесценил, тяжко прокатился по самооценке. (Косвенный вывод: у финской Наины в молодости с самооценкой все было в порядке. Ей уже в старости прилетело). Может быть, "бывший" обидел, какой-нибудь сероглазый король. Может быть, мама в детстве говорила - кому ты нужна будешь с таким носом (ростом, характером, голосом, привычками, образованием – нужное подчеркнуть), разве что совсем убогий позарится... Может, заклятая подруга вот этого героя своим считала и хвасталась. Мало ли обид бывает.
Тем не менее, и сам герой, и его подвиги, и его влечение – ой как сейчас для этой женщины важны! Бальзам на душу. Поэтому Она его не прогонит в ближайшее время, наоборот, приглашать будет. Про Африку послушать, ага. Ну а дальше уже дело техники, на что Он сумеет даму уболтать: на разовый контакт в темном уголочке или долгие отношения. Лучший вариант – убедить, что он не орудие мести, а ее союзник. А союзниками надо дорожить и в черном теле не держать. Ну и методы ведения переговоров с вождями диких племен могут пригодиться.
Кстати, в этой ситуации и долгосрочный прогноз может быть благоприятным. Если женщина свою обиду изживет, травму отработает, гештальт закроет. Тогда уже нормальным глазом увидит, какой замечательный человек рядом и полюбит всей душой, и вознаградит за прошлые обиды.
Одна беда – эти герои-путешественники сами нетерпеливые и непостоянные, вечно им новые победы нужны. Она-то полюбит, а он уже новые племена покорять уехал и другой красавице тащит трофейный львиный хвост и больную душу.
Как Тальков пел:
Несвоевременность – вечная драма
Где есть Он и Она
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба