Или когда «Маугли» не вызывает сочувствия
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Есть в жизни такие странные явления – общеизвестные как-бы-исторические факты. Вроде бы сведения, которые не ставятся под сомнение, но на поверку в значительной степени оказывающиеся мифом. Одним из таких «фактов» является якобы имевшееся в годы германской диктатуры активное использование словосочетания «белокурая бестия». Хотя на самом деле в отношении человека это лишь вскользь упомянул Ницше. А до него «светлыми хищниками» обычно именовали львов, и то по причине их окраса.
Рождение подобного мифа было связано с повестью, опубликованной в апрельском номере журнала «Юность» за 1963 году, а затем - с мультфильмом, который был создан во многом в связи с актуальной политической повесткой в 1970 году. Повесть назвалась «Белокурая бестия», а мультфильм – «Внимание! Волки!» К слову сказать, повесть была во многом фантастической, а потому неожиданно обрела популярность у советских подростков и молодежи
Мультфильм же был более политизированным, более сумрачным, более приближенным к тому, что мы именуем нуаром, подразумевая мрачный криминальный метажанр в целом. В нём (мультфильме) было больше не от социальной фантастики, а уже от политического триллера. Опять же сюжет повести не был идентичен истории, рассказанной в мультфильме.
Сразу же раскроем главную тайну «Белокурой бестии». Повесть, действие которой формально происходило в Западной Германии, была нацелена вовсе не против немцев. Это была часть негласных разборок, которые велись внутри «культурного сообщества» уже в самом Советском Союзе. Это был как бы негласный ответ на повесть Ивана Швецова «Тля», которая была подготовлена еще в концё 40-ых годов и была направлена против т.н. «космополитов».
Однако опубликовать ещё решились только на излете «оттепели», привнеся в неё некоторые правки. «Белокурая бестия» была как бы негласным ответом, мол, знаем-знаем, чьим «запасом идей» пользуются эти писатели из числа некогда молодых фронтовиков. Однако нас интересуют именно особенности мультфильма, а потому сосредоточимся на нём, хотя изредка и будем давать отсылки к повести.
Лазарь Лагин как бы взял за основу историю, весьма похожую на «Маугли». Затем она была перенесена на экран уже режиссером Ефимом Гамбургом. Это не рассказ об идеальной жизни на лоне природы. Найденный после войны мальчик, которого в Альпийский горах, якобы, воспитали волки - подлинный звереныш. Что показательно, этого одичалого потомка древнего «тевтонского рода» зовут Хорстель. Это сокращенное от Хорст Вессель. Студент, который после смерти преднамеренно был сделан одним из символов гитлеровского движения.
Впрочем, сама повесть в отличие от мультфильма была более многозначна. «Человеческий детеныш» так и не смог полностью социализироваться, однако приобрел большую популярность благодаря инциденту в зоопарке, когда на волю из вольера вырвался волк. И вот тут «тевтонский Маугли» по сюжету смог спасти людей и вернуть хищника в клетку. Естественно, это стало сенсацией. И у «бестии» появились поклонники.
В этой части сюжетные линии мультфильма и повести несколько расходятся. В мультфильме мальчика похищают темные силы, жаждущие возникновения «четвертого рейха», для чего используют методы дрессуры, дабы воспитать «новое волчье поколение». Явное указание на Национал-демократическую партию Германии, которая в конце 60-ых годов совершила прорыв на политическом ландшафте ФРГ.
Хотя в повести все сложнее: движение «волчат» возникает почти стихийно, рождается мода на подражание животным, даже проходят «хищные соревнования». Хотя, если принять во внимание нынешнее состояние культуры, то оказывается, что надо было прислушиваться не к Оруэллу, а к Хаксли, и опасаться не столько «бестии», сколько «тли».