Давайте задумаемся: какие примеры действительно эффективных больших социальных систем мы знаем? Мне за всю историю человечества известно только две.
Я не обладаю монополией на истину в конечной инстанции, буду говорить только о своём личном мнении. Итак, эти двое: Всемирная Империя Рюриковичей — как основа. И Соединённые Штаты Америки — как наиболее весомая (по богатству) часть расколовшейся первой. Остальными осколками можно пренебречь ввиду их незначительности либо по территории, либо по удельному весу. Россию из рассмотрения убираем, поскольку на момент раскола она была центром общего, и для интересующего нас вопроса нерепрезентативна, а сейчас, при всём богатстве территорий и природных ископаемых, удельный вес не позволяет ставить вопрос об эффективности. А жаль. В конечном счёте, эффективность, «производительность труда» (по Ленину) — «в конечном счёте, — самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».
Если приглядеться, можно понять, что явилось причиной успеха как прежнего целого, так и успешной части его, дожившей до наших дней и ставшей полюсом современного мира, пытающегося с помощью экономики Китая стать опять биполярным.
В основе успеха, эффективности обеих систем — их нацеленность на нужды всего общества, то есть, по-просту людей. Давайте посмотрим в параллельном развитии. Вышедшие из Ваны люди сформировали первый социум Сл-Вана (славян), объединённых общей целью поисков Земли Обетованной. Сам характер общности задач создавал механизм выработки социума, в котором поддержка каждого обеспечивала успех деятельности всех. Это как до сих пор ходить в походы или сплавляться по рекам. Правила и устанавливаются самой жизнью, и исполняются сознательно и неукоснительно. В противном случае предприятие обречено на провал. Это понятно всем и выполняется без проблем. Вопросы выживания не только доминируют, но и принимаются всеми, кто в своём уме. Костяк этого всеобщего равенства перед вызовами природы и готовность соблюдать оформившиеся в традиции договорённости стал базой, когда люди ушли из Ха и стали ежегодно праздновать исход с пра-родины как праздник Па-с-Ха. С ударением на последнем слоге, как в некоторых казачьих песнях до сих пор. Этот костяк пригодился им, когда они достигли центра тогдашнего мира и построили Придешское царство, Трою, Царь-Град. На этой «вертикали» было построено первое настоящее царство на земле, то, что мы сейчас называем Древним Римом. Все современники гордятся, что в основе современного устройства развитых государств — «римское право», зачастую не подозревая, что этот баланс частного и общего вырос в условиях похода и построения нового мира нашими предками на пути из Африки в Европу.
Сейчас поутихло, а во времена СССР у нас было модно осуждать порядки царского «Домостроя» в противовес «достижениям развитого социализма». А зря. Древние законы зачастую были и гуманнее , и демократичнее, включая запрет смертной казни. И нацелены не только на укрепление порядка, но и на обеспечение максимальной эффективности, развитие общества.
Второй пример — США. При образовании страны в ней шёл аналогичный процесс. Страна формировалась на марше, в условиях движения всего общества к «американской мечте». Механизм выработки и принятия решений, направленность решений на достижение максимального результата для всех, и для страны в целом. Понятное дело, законы принимались, проходили, только те, которые обеспечивали выполнение поставленной задачи. По существу, люди в Америке повторили путь своих предков — выходцев из Африки.
Всеобщий подъем на волне преобразований не всегда обеспечивает положительный результат. Если поставленная задача, намеченная цель не совпадает с нормальными природными устремлениями большинства населения, этот подъем может только ухудшить результат и продлить агонию общества, устремившегося под руководством авантюристов к превосходству над «неполноценными нациями», либо к торжеству «светлого будущего всего человечества» через ГУлаг.
Сегодня Прощёное воскресенье. Так что простите меня, кто со мной не согласен. И я вас всех прощаю. Давайте искать пути к совместному существованию на свете, когда эффективность будет служить людям, а не отчётности или «идее», как бы привлекательна она ни была.