Нина, четвероклассница, впервые за все годы в призах на школьном конкурсе этюдов. Пока что - "бронза", разделенная с компанией отличных ребят, но, как говорится, лиха беда начало. Для нас с дочкой это грандиозный прорыв: постоянные читатели знают, что неврологи не спешат снять диагноз "моторная неловкость". Обстоятельство, видимо, наследственное, перешедшее от мамы - от той самой мамы, которая автор, выпускница консерватории, преподаватель училища, которая безбарьерно реализуется в музыкантстве и давно совершила все необходимые прыжки выше головы. От мамы, никогда не жалеющей о своём выборе в профессии и в семейном сценарии.
Таким образом, Нина из 4"А", не принадлежа к категории детей-виртуозов, имеет право на ДМШовское счастье по полной программе, на "предпроф", на безусловное качество, при желании - на творческое продолжение. И я расскажу вам со всей объективностью, как именно может выглядеть наш дальнейший путь.
Руководствуясь примером девочки Нины, по отчеству Алексеевны, рискну обобщить... и заступиться за всех на свете музыкантов, настоящих и будущих, лишённых однозначного и природного координационного блеска - но склонных к анализу, понимающих профессию шире, как личное посвящение миру прекрасного и служение людям. Служение - многоликое, многообразное, многоступенчатое.
Понятия "музыкант" и "виртуоз" не тождественны, ни в коем случае, если окинуть их "профильным" взглядом. Да, очень желательно быть техничным, к этому необходимо стремиться при любых исходных данных. Разница в том, что истинному виртуозу эта сторона музыкантства покоряется легко и непринуждённо. Иным придётся попотеть, работая на результат, и спокойно принять подобную неизбежность. Качество звучания, в конечном итоге, определяют разум, внутренний слух и вкус. Без вкуса нельзя никак, но вкус, при должном стремлении, формируется. В этом - великая радость.
Сводить музыкантство к инструментальному исполнительству - некорректно! Впрочем, сольное вокальное направление также доступно для широкого восприятия и ценностных суждений, чего не скажешь о музыкознании, музыковедении, композиторстве, специальной педагогике и академическом хоровом деле. А между тем, именно здесь открываются богатые возможности для реализации молодых и юных музыкантов: стоит только рассмотреть, встретить СВОЕГО наставника-мотиватора, умеющего привить интерес, заразить любовью к конкретной специализации.
Дирижёрско-хоровое и теоретическое (родное...) отделения музыкальных училищ - моя эксклюзивная территория смысла. Там интересно. Там системно. Там трудятся организованные и остроумные люди. Там готовят общественно востребованных специалистов, разносторонне развивая их способности, открывая новые, обогащая внутренний мир молодых ребят и девчонок.
Люблю смотреть на то, как это работает у будущих артистов хора, хормейстеров, музыковедов и авторов. Сама - замешана, причастна, горжусь. Вижу свою дочь в этой среде... если, конечно, выберет музыку как целое.
А что до рояля - овладеет она роялем, без рояля в этих кругах решительно нечего делать. Овладеет на уровне, звуча к моменту поступления в колледж не хуже ровесников-исполнителей. Продолжит штурмовать, ибо наделена внутренним достоинством, - а мама поспособствует. Зарабатывать на жизнь, вероятно, станет другим - голосом, слухом, мыслью, ёмким словом... Опять же, если уверится в правомерности музыкантского пути для себя.
"Предпрофовское" крыло современных ДМШ и ДШИ становится всё прозорливее, толерантнее, лояльнее к подобного рода случаям. Видя одарённого ребёнка в комплексе (как потенциального теоретика, хоровика, звукорежиссёра, музыкального менеджера), администрация и педагоги нередко добиваются прекрасных результатов. Разумеется, это заслуга конкретных чудесных личностей.
Пётр, восьми лет от роду, второй из моего "квартета", старший из сыновей, играет на флейте - на большой уже флейте. Плюс к тому, не на шутку занят в хореографии, двигательно одарён. Слухач редкостный, реактивен, инициативен, знает себе цену. Одно тревожит: когда всё слишком легко даётся, порой не успеваешь прочувствовать ценность материи. Отсюда - некоторая поверхностность суждений, игривое отношение к учебному процессу. Для младшего школьного возраста, казалось бы, "самое то", а для зрелого музыкантского труда не подходит решительно. Не воспитывается в должной мере выдержка, многое реализуется "самотёком", экспромтом; страха перед сценой нет вообще - как нет и понятия об ответственности. Пока. Придёт ли оно к способному юноше? Успеет ли талант воплотиться в созидание?
Такая вот внутрисемейная диалектика.
И мама, которой со всем этим разбираться... Нежного возраста Анатолий и Дмитрий наступают на пятки.
В люди выводить - каждого.
Живём, трудимся, наблюдаем, принимаем решения.
А что вы думаете по вопросам таланта? Какую роль отводите природе, какую - трудам праведным?