Найти тему
Учитель гармонии

Современная ДМШ: дети-виртуозы и дети все остальные

Оглавление
В классе фортепиано, "предпроф". Сонатина Бетховена, трёхголосная инвенция Баха, всем известный "Черни-Гермер". Моя десятилетняя дочь проходит свой тернистый путь, но итог обычно выглядит крайне достойно. Впереди переводной экзамен - а значит, ещё два месяца режимной пашни
В классе фортепиано, "предпроф". Сонатина Бетховена, трёхголосная инвенция Баха, всем известный "Черни-Гермер". Моя десятилетняя дочь проходит свой тернистый путь, но итог обычно выглядит крайне достойно. Впереди переводной экзамен - а значит, ещё два месяца режимной пашни

Нина, четвероклассница, впервые за все годы в призах на школьном конкурсе этюдов. Пока что - "бронза", разделенная с компанией отличных ребят, но, как говорится, лиха беда начало. Для нас с дочкой это грандиозный прорыв: постоянные читатели знают, что неврологи не спешат снять диагноз "моторная неловкость". Обстоятельство, видимо, наследственное, перешедшее от мамы - от той самой мамы, которая автор, выпускница консерватории, преподаватель училища, которая безбарьерно реализуется в музыкантстве и давно совершила все необходимые прыжки выше головы. От мамы, никогда не жалеющей о своём выборе в профессии и в семейном сценарии.

Таким образом, Нина из 4"А", не принадлежа к категории детей-виртуозов, имеет право на ДМШовское счастье по полной программе, на "предпроф", на безусловное качество, при желании - на творческое продолжение. И я расскажу вам со всей объективностью, как именно может выглядеть наш дальнейший путь.

Руководствуясь примером девочки Нины, по отчеству Алексеевны, рискну обобщить... и заступиться за всех на свете музыкантов, настоящих и будущих, лишённых однозначного и природного координационного блеска - но склонных к анализу, понимающих профессию шире, как личное посвящение миру прекрасного и служение людям. Служение - многоликое, многообразное, многоступенчатое.

Понятия "музыкант" и "виртуоз" не тождественны, ни в коем случае, если окинуть их "профильным" взглядом. Да, очень желательно быть техничным, к этому необходимо стремиться при любых исходных данных. Разница в том, что истинному виртуозу эта сторона музыкантства покоряется легко и непринуждённо. Иным придётся попотеть, работая на результат, и спокойно принять подобную неизбежность. Качество звучания, в конечном итоге, определяют разум, внутренний слух и вкус. Без вкуса нельзя никак, но вкус, при должном стремлении, формируется. В этом - великая радость.

Сводить музыкантство к инструментальному исполнительству - некорректно! Впрочем, сольное вокальное направление также доступно для широкого восприятия и ценностных суждений, чего не скажешь о музыкознании, музыковедении, композиторстве, специальной педагогике и академическом хоровом деле. А между тем, именно здесь открываются богатые возможности для реализации молодых и юных музыкантов: стоит только рассмотреть, встретить СВОЕГО наставника-мотиватора, умеющего привить интерес, заразить любовью к конкретной специализации.

Дирижёрско-хоровое и теоретическое (родное...) отделения музыкальных училищ - моя эксклюзивная территория смысла. Там интересно. Там системно. Там трудятся организованные и остроумные люди. Там готовят общественно востребованных специалистов, разносторонне развивая их способности, открывая новые, обогащая внутренний мир молодых ребят и девчонок.

Люблю смотреть на то, как это работает у будущих артистов хора, хормейстеров, музыковедов и авторов. Сама - замешана, причастна, горжусь. Вижу свою дочь в этой среде... если, конечно, выберет музыку как целое.

А что до рояля - овладеет она роялем, без рояля в этих кругах решительно нечего делать. Овладеет на уровне, звуча к моменту поступления в колледж не хуже ровесников-исполнителей. Продолжит штурмовать, ибо наделена внутренним достоинством, - а мама поспособствует. Зарабатывать на жизнь, вероятно, станет другим - голосом, слухом, мыслью, ёмким словом... Опять же, если уверится в правомерности музыкантского пути для себя.

"Предпрофовское" крыло современных ДМШ и ДШИ становится всё прозорливее, толерантнее, лояльнее к подобного рода случаям. Видя одарённого ребёнка в комплексе (как потенциального теоретика, хоровика, звукорежиссёра, музыкального менеджера), администрация и педагоги нередко добиваются прекрасных результатов. Разумеется, это заслуга конкретных чудесных личностей.

Мишка на ушко моим ребятам не наступал. Всё ещё будет!
Мишка на ушко моим ребятам не наступал. Всё ещё будет!

Пётр, восьми лет от роду, второй из моего "квартета", старший из сыновей, играет на флейте - на большой уже флейте. Плюс к тому, не на шутку занят в хореографии, двигательно одарён. Слухач редкостный, реактивен, инициативен, знает себе цену. Одно тревожит: когда всё слишком легко даётся, порой не успеваешь прочувствовать ценность материи. Отсюда - некоторая поверхностность суждений, игривое отношение к учебному процессу. Для младшего школьного возраста, казалось бы, "самое то", а для зрелого музыкантского труда не подходит решительно. Не воспитывается в должной мере выдержка, многое реализуется "самотёком", экспромтом; страха перед сценой нет вообще - как нет и понятия об ответственности. Пока. Придёт ли оно к способному юноше? Успеет ли талант воплотиться в созидание?

Такая вот внутрисемейная диалектика.

И мама, которой со всем этим разбираться... Нежного возраста Анатолий и Дмитрий наступают на пятки.

В люди выводить - каждого.

Живём, трудимся, наблюдаем, принимаем решения.

А что вы думаете по вопросам таланта? Какую роль отводите природе, какую - трудам праведным?