Всегда считала, что Масленица – это обряд, который достался нам со времен язычества, и что к христианству она не имеет никакого отношения. Но оказывается, это не так! Масленица полна религиозных смыслов, о которых мы уже забыли.
На самом деле, ни в одном дохристианском источнике (нигде и никогда) не упоминается такой праздник, как Масленица. Первые упоминания о ней появляются только с принятием христианства. А само слово «Масленица» вообще появляется аж в 16 веке в дипломатической переписке Ивана Грозного.
Во всех описаниях Масленица – это неделя перед Великим постом. Ну не может быть языческий праздник привязан к чисто христианскому событию – 40-дневному посту!?
А еще говорят, что Масленица – это проводы зимы. Но на самом деле этот смысл появился позже, уже в советские годы. Смотрите, Праздник Масленицы привязан к Пасхе (после Великого поста верующие празднуют этот большой светлый праздник) . А Пасха не привязана к какой-то конкретной дате, ее каждый год отмечают в разное время. Поэтому и Масленица каждый раз празднуется в разный день. Не могли же наши языческие предки провожать весну каждый раз то в марте, то в апреле, то в мае.
Провожать зиму и встречать весну – этот смысл заложили в праздник Масленицы советские культработники, которым необходимо было вытеснить из сознания граждан христианские символы и смыслы и заменить их «советскими». И это у них хорошо получилось. Традиция проводов зимы отлично вписалась в Масленицу и полюбилась советским гражданам.
А такие атрибуты традиционной в нашем понимании Масленицы, как чучело, блины – появились значительно позже, чем сам праздник. Причем в разное время с этими символами могли поступать по-разному. Например, чучело в одних селениях сжигали, в других топили. В иных случаях чучелом выступал человек. Иногда и вообще обходились без этой традиции. А блины мы относительно недавно стали называть символом солнца. В древние времена блины пекли совсем из другой муки, они не имели характерного золотистого цвета.
Напомню, что последний день Масленицы называется Прощеное воскресенье. Прямая отсылка к религиозным смыслам.
На самом деле праздника с таким названием в церковном календаре нет. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется церковью Неделей сыропустной - заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.
В этот день православные вспоминают об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Отсюда и название - Прощёное воскресенье.
На канале PROVINCE есть другие интересные статьи на схожую тематику:
Открытие прихода в маленьком селе