(Mк. 1:1-15)
Апостол Иоанн пишет: “...Из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:5, 6). Если мы знаем, что мы в Нем, если поступаем так, как поступал Он, тогда для нас чрезвычайно важно четко понимать, как жил Иисус. Чтобы взглянуть на жизненный путь Иисуса, мы в качестве путеводителя воспользуемся Евангелием от Марка. Цель нашего исследования будет проследить жизнь Иисуса и постараться смоделировать нашу жизнь по образцу жизни Его. Возможно, это будет самое прекрасное исследование из всех, которые каждый из нас может сделать.
Нет никакого сомнения в том, что Евангелие от Марка - одна из величайших книг всех времен. Язык ее прост. Повествование о жизни нашего Господа динамично и увлекательно. Она обращена к простому, не умудренному богословскими изысками уму. Это просто рассказанная биография.
Евангелие от Марка волнует нас, потому что описанный в нем Иисус именно такой, каким мы Его себе представляем. Портрет нашего Господа в этом Евангелии - это портрет человека, Богочеловека, который при этом удивительно земной, который так человечен в Своих мыслях и поступках. Это повествование, помимо всего прочего, описывает действие. Евангелие от Марка - это Евангелие действия. По воле автора, у нас просто перехватывает дыхание - так быстро сменяют друг друга события, происходящие в жизни Иисуса и Его друзей.
В первом предложении Марк сообщает нам, о чем его книга. Он говорит: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия”. Иоанн Марк собирается начать повествование об Иисусе. И первое же его слово - “Начало”. Возможно, это совпадение его начальных слов с Быт. 1:1 неслучайно: “В начале сотворил Бог...” Марк этим говорит, что начинается новая эпоха в мировой истории. Отныне Бог действует через Своего Сына.
В следующих стихах Марк говорит нам о почве, которую подготовил Иоанн Креститель, предтеча Мессии, к приходу Божьего Сына. Дойдя до стиха 9, мы читаем такие слова: “И было в те дни, пришел Иисус...”. “Пришел Иисус”. Эти два слова навсегда останутся формулой коренной и захватывающей перемены.
Далее речь идет о том, что происходит с Божьим Сыном, когда Он начинает дело всей Своей жизни на земле. Он пришел; Он крестился; Он испытал искушения - все это были необходимые элементы подготовки к делу Его жизни.
I. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА (1:9-11)
Описание крещения Иисуса начинается со стиха 9:
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (ст. 9-11).
Все четыре Евангелия описывают крещение Иисуса. Отсюда можно сделать вывод, что это событие, наверняка, было чрезвычайно важным в Его жизни. И все же есть что-то необычное в Его крещении. Давайте обратимся к предыстории.
В то время в Израиле происходило удивительное духовное пробуждение. Буквально тысячи людей уходили из городов и шли в пустыню, дикую местность, чтобы послушать проповеди необычного человека, Иоанна Крестителя. Они оставляли свои дома, работу и семьи ради того только, чтобы услышать Иоанна, проповедовавшего истины, которые доходили до глубины души и вскрывали самые сокровенные их нужды. Они покидали города, потому что испытывали муки вины. Они осознали свою неполноценность. Они ощутили собственную отчужденность от Бога. Иоанн предлагал выход, и толпы людей откликались на его призыв.
Иоанн крестил всех, кто каялся, признавал свою вину и искал прощения своих грехов. Это было самым важным в служении Иоанна Крестителя. Тем не менее, когда к Иоанну пришел креститься Иисус, Иоанн стал возражать. По словам Матфея, Иоанн сказал Ему: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3:14). В жизни Иисуса не было ничего, что требовало бы покаяния в грехе и признания вины. Зачем же Иисусу нужно было просить Иоанна крестить Его? Иисус отвечает Иоанну примечательными словами: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). В Современном Переводе эта фраза трактуется так: “Положено нам выполнить все, что назначено Богом”. Что этим хотел сказать Иисус? Зачем Он крестился?
Отождествление
Крещение Иисуса было актом отождествления. Крестившись, Он осознанно и добровольно сделал выбор в пользу начала Своего отождествления с нами и нашим положением. Библия говорит, что Иисус занял наше место, но началось это не с креста, а с Его крещения. С крещения Он начал отождествлять Себя с теми из нас, кто грешен. Крещение было первым шагом во взаимоотношениях, которые привели к тому, что Он, в конце концов, стал для нас грехом. Он крестился крещением покаяния и исповедания греха, хотя Сам не был виновен ни в каком грехе.
Дар
Крещение Иисуса является также моментом наделения Его силой. Марк говорит: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него” (ст. 10). В этот момент Иисус был помазан Духом. В ветхозаветные времена существовал обычай помазания царя или священника, когда они вступали в свою должность. Их голову умащивали елеем, когда они посвящали себя тем задачам и тем делам, которые были призваны исполнять. Подобное теперь происходит и в жизни Иисуса. Он получает от Бога помазание Духом. Несколько недель спустя в синагоге Назарета, как рассказывает Лука, Иисус встал и прочел слова пророка Исайи - стих, в котором речь идет о помазании Духом. Вот что говорится в Лк. 4:16-19:
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное"».
Таким образом, Его служение людям начинается с помазания Святым Духом.
Заверение
Его крещение было также знаком, заверением в Божьем благоволении. Марк пишет: "И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (ст. 11). В Мф. 3:17 об этом сказано немного иначе: “И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Марк представляет событие так, что голос обращается непосредственно к Иисусу, и все внимание сосредоточивается на Иисусе: “Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". А Матфей и Лука представляют событие так, как если бы голос был обращен к свидетелям крещения. Оба варианта правильны. Марк описывает этот случай и это событие с точки зрения Иисуса, тогда как Матфей и Лука - с точки зрения Иоанна Крестителя. Разговор Иоанна с Иисусом в Евангелии от Марка даже не упоминается. Марк старается вообще не упоминать Иоанна Крестителя. Матфей же уделяет разговорам Иоанна и Иисуса пристальное внимание. Важно то, что слова Бога с небес были знаком, заверением Иисусу в том, что Отец одобряет Его жизнь и служение.
II. БИТВА С САТАНОЙ (1:12, 13)
Сразу же после славного крещения началась борьба с искушениями. В стихах 12 и 13 об этом сказано так: “Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и ангелы служили Ему”.
Одна истина здесь настолько очевидна, что ее просто невозможно не заметить. Марк говорит, что Дух “ведет" Иисуса в пустыню. Тот самый Дух, который наделил Иисуса силой во время Его крещения, ведет Иисуса в пустыню для искушения сатаной. Тот самый Дух, который сошел на Иисуса в момент Его крещения, теперь ведет Его в пустыню для испытания. Это говорит нам о том, что в этой жизни христианину невозможно избежать искушения. Искушение является частью великого плана и программы для нашей жизни, как ее задумал Бог. Эти искушения, однако, посылаются нам не для того, чтобы мы пали. Они посылаются, чтобы укрепить нас, закалить наш разум и душу. Они посылаются нам не на погибель, а во благо. Мы должны пройти испытания, чтобы выйти из них еще более закаленными воинами и слугами Божьими.
Сам Бог не искушает. Но в Его плане роста мужчин и женщин до подобия Иисусу такие времена проверки и испытания совершенно необходимы. Поэтому Он позволяет сатане искушать нас. Искушения, с которыми столкнулся Иисус, также были частью Его подготовки. Иисус не посмел приступить к служению, пока Сам не прошел испытаний. Потому Он и был отправлен Духом в это пустынное место, где прошел суровые и основательные испытания от рук сатаны.
Не забывайте, что в этой пустыне Иисус был один. Во время этого испытания рядом с Ним не было ни единой живой души. Это говорит еще кое о чем. Теперь мы с вами можем открыть Mк. 1 и прочесть о том, что Иисусу довелось пережить в пустыне, только потому, что Он Сам рассказал Своим ученикам об этом. Он как бы писал и рассказывал Свою собственную духовную биографию. Он обнажал самое сокровенное в Своей душе и в Своем сердце. Он, наверное, говорил: “Вот что случилось со Мной. Вот те искушения, с которыми Я столкнулся. Вот что сатана сказал Мне. А вот как Я на это ответил”.
К этому рассказу мы подходим с исключительным, особым благоговением - ведь Иисус делится с нами тем, что было известно только Ему и Богу. Он говорит, что может помочь нам, когда мы подвергаемся искушению, потому что Ему известно, что такое искушения, которые встречаются на нашем с вами пути.
Дьявол всячески испытывал Иисуса - он искушал Его тело, душу и дух. Он прощупывал, атаковал, скрупулезно анализировал, тщательно исследовал и понуждал Иисуса. Дьявол искушал Иисуса всеми возможными мыслями и соблазнами, с которыми сталкиваемся мы, люди.
Физический голод
Сатана начал атаковать Иисуса по трем основным направлениям. Физический голод в результате сорокадневного пребывания Иисуса без пищи в пустыне послужил основанием для первой атаки сатаны, когда он сказал: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” (Мф. 4:3). Иисус мог бы воспользоваться Своей силой в собственных интересах. Ежедневно каждый из нас сталкивается с искушением использовать силы и способности, которыми наделил нас Бог, в эгоистичных, своекорыстных и честолюбивых целях, а не для служения Богу и людям.
Духовное одиночество
Далее нужно сказать о духовном одиночестве. В течение всех сорока дней Он был совсем один в пустыне и ни с кем не общался. Это заставляло Иисуса тосковать по общению с единомышленниками и жаждать их признания и восхищения. Дьявол максимально воспользовался этим одиночеством разума, взял Иисуса если не буквально, то, по крайней мере, в Его воображении, и поставил Его на крыло храма, предложив Ему броситься вниз. При этом дьявол заявил: “Если Ты совершишь удивительный подвиг и люди увидят, что Бог поддерживает Тебя сверхъестественным образом, они пойдут за Тобой". Соблазнительно достичь признания человека иначе, нежели того желает Бог. Как часто мы с вами сталкиваемся с таким же соблазном? Это всегда было и остается сильным искушением.
Короткий путь к цели
Зная об уязвимости Иисуса, дьявол предположил, что существует способ, который поможет Иисусу добиться ожидаемого, некий рациональный путь, исключающий Его смерть. “Ты можешь добиться всего без креста", - сказал дьявол. Он взял Иисуса на высокую гору, показал Ему все царства мира и сказал: “Иисус, все эти царства будут Твоими, если Ты падешь на колени и поклонишься мне". Каждый день мы с вами испытываем то же искушение пойти на сделку с дьяволом, чтобы добиться, чего мы так хотим от жизни. Чего вы хотите от жизни - хорошего здоровья, богатства, престижа, власти, хорошей семьи, успеха для ваших детей, счастливого брака? Каждый день вы стоите перед соблазном заключить соглашение с дьяволом, чтобы заполучить желаемое. Иисус хотел иметь эти царства; Он хотел этого всем Своим сердцем. Но Он наотрез отказался пойти на сделку с дьяволом, чтобы получить их.
Наш Господь встречал каждое искушение так, как и мы можем встречать их - простым упованием на Бога и безоговорочной верой в то, что Бог написал в Своем Слове. “Написано", - говорил Иисус. Трижды Он был искушаем. Трижды Он подвергался мощным атакам - в физическом смысле, в психологическом и духовном. И трижды Иисус отвечал: “Написано", - и цитировал Божье Слово. Он одержал победу благодаря Слову.
Бог не закончил испытывать Свой народ. Цель наших испытаний, равно как и испытаний Иисуса, - закалить, укрепить и подготовить нас к высокому призванию, которое мы получили через Иисуса Христа, нашего Господа.
Когда Бог хочет человека научить,
Затронуть душу, истину открыть,
Когда стремится так его вооружить,
Чтоб благороднейшую роль сыграть он смог,
Когда всем сердцем, всей душой желает Бог,
Чтоб созданный Им человек своим величьем,
Своим бесстрашием так мир бы восхитил,
Что принял бы Его порядок и Его пути, -
Как Он упорно совершенствует и изменяет
Того, кого Своею царственной рукою избирает,
Как, словно молотом кузнец, его Он бьет!
Как, силы не жалея, форму глине придает и лепит, как гончар сосуд!
Как Он использует того, кого избрал,
Какие испытания ему готовит,
Чтоб выявить, чего он стоит,
Чтоб посмотреть, достоин ли он славы!
Бог знает все.
Он - властелин Своей державы.
Да, знает. Он знал, что делал с Иисусом, и знает, что делает с нами.
Короткая история Марка об искушениях завершается двумя яркими штрихами. Марк говорит, что Иисус был среди диких животных. Это обычно воспринимают, как дополнительную деталь, подчеркивающую ужас сцены, когда мы представляем, что Иисусу угрожали дикие звери пустыни. Но в действительности это может быть не совсем так. Наоборот, это может указывать на нечто положительное: даже дикие животные были друзьями Господа. Кроме того, Марк добавляет: "...И ангелы служили Ему”. В час испытания всегда приходит помощь свыше. Иисус не был одинок в Своем сражении, и мы тоже не одиноки. Итак, Иисус получил силу от Святого Духа, был закален и испытан искушениями в пустыне. Теперь Он готов приступить к служению.
III. НАЧАЛО ЕГО СЛУЖЕНИЯ (1:14, 15)
В Mк. 1:14, 15 нам говорится: “После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие".
За этими двумя стихами Марка стоит целый год служения Иисуса. За подробностями нам нужно обратиться к Евангелию от Иоанна. Иоанн рассказывает нам о разговоре Иисуса с Никодимом, с самарянкой у колодца, о первом чуде Иисуса на свадебном пиру в Кане Галилейской, когда Он превратил обычную воду в вино. Марк обо всем этом не говорит ни слова. А Иоанн заполняет это пробел.
Марк начинает свое повествование о служении Иисуса с Его активной проповеднической деятельности в Галилее. Он указывает тему проповедей Иисуса. Она была весьма насущной: “Приблизилось Царствие Божие. Покайтесь и веруйте в Евангелие". Евангелие (или благая, добрая весть), которое должен был проповедовать Иисус, состояло в том, что отныне сила Всемогущего Бога доступна для людей, что в человеческой истории совершен великий прорыв, что сила Божья достигла земли, и та сила, которой обладает Бог, теперь впервые за всю историю человечества доступна всем тем людям, которые придут к Нему. Иисус пришел объявить, что Царь уже рядом; пришел Тот, кто сможет управлять жизнью, кто сможет внести в жизнь порядок, мир и согласие, а также дать силу, которая произведет такого человека, какого никто не будет в состоянии одолеть. Это Божье царство. “Ибо Царствие Божие не пища и питие, - говорил Павел, - но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17). Именно это Иисус имел в виду, когда говорил: “Приблизилось Царствие Божие" (Mк. 1:15). Приблизились праведность, мир, радость и сила Самого Бога. Мы входим в царство, или церковь, через веру, покаяние и крещение. Божья помощь дается каждому, кто хочет ее получить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Та весть, с которой наш Господь начал Свое служение почти две тысячи лет тому назад, не изменилась: и сегодня Он говорит нам то же самое. Он предлагает нам праведную, мирную и радостную жизнь. Если вы готовы принять Его предложение - и Его условия, - то придите к Нему в вере, покаянии и крещении. Начните абсолютно новую жизнь, дать которую может только Он, - жизнь, достойную подданного Божьего царства.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻