Оо героев былых времен, не осталось порой имен....
Удивительная все таки штука - память. Одних мы помним и боготворим, а про других и не вспомнимаем. Вот вы знаете про Федора Крыловича, обычного партизана, совершившего самую крупную диверсию во время Великой отечественной войны? Вот я о нем узнал сегодня, к стыду своему...
В ночь с 29 на 30 июля 1943 года на станции Осиповичи в Могилевской области была совершена самая крупная в мировой военной истории наземная транспортная диверсия. За одну ночь сгорели четыре немецких эшелона с боеприпасами и техникой: 5 паровозов, 65 вагонов со снарядами, авиабомбами, несколько новейших танков «Тигр», три десятка вагонов с бензином и авто маслом, более десятка вагонов продовольствия, кран для подачи угля, угольный склад, станционные сооружения.
Федор Крылович родился в 1916 году в Минске в семье железнодорожников. Потом семья переехала в Осиповичи. Окончив курсы связистов в Ульяновске, служил в рядах Красной армии. За его плечами были бои с японцами на Халхин-Голе и у озера Хасан, а также участие в советско-финской войне. После демобилизации он вернулся домой в Осиповичи и пошел по стопам отца, устроился электромонтером на железнодорожной станции.
К началу Великой отечественной войны у Крыловича был уже за плечами боевой опыт, но в действующую армию добровольцем его не взяли, потому что железнодорожники были нужны на своем месте. Положение на фронте в начале войны было критическим, Красная армия постоянно отступала. К тому же фашисты, перейдя реку Березину, отрезали путь на Могилев. А 30 июня 1941 года Осиповичи так же были захвачены. Для немцев захват этой крупной железнодорожной узловой станции, где располагались склады вооружения, останавливались для отдыха армейские части, пересекалось множество военных эшелонов, стал настоящей удачей. Они крепко вцепились в это месте и не собирались его отдавать обратно.
Крылович продолжил работать на станции по своей специальности, а параллельно помогал группам сопротивления и партизанам. Так продолжалось 2 года, пока на него не вышел секретарь Могилевского подпольного обкома Ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии (ЛКСМБ) Павел Воложин.
Воложин в письме секретарю ЦК ЛКСМБ Кириллу Мазурову давал лестную характеристику Крыловичу :
«О подполье. Имел свидание. Подобрался замечательный парень. Он у меня уполномоченный по г. Осиповичи — Крылович Ф.А. [...] Он по моему поручению создал 9 комсомольских организаций по 3–4 человека. [...] Этот Крылович Федя энергичный и инициативный, исполнительный. Вот что он проделал за свое пребывание в Осиповичах: кроме этих 9 организаций, у него есть еще 11 человек диверсантов и 5 распространителей литературы. Состав — комсомольцы и молодежь. Друг с другом они не связаны. Эта группа уничтожила за свое существование 21 цистерну с горючим, 13 платформ с горючим. Выведено из строя 38 электромоторов, дизель электростанции выведен на 6 месяцев. [...] Крылович переправил в партизанские отряды 52 человека молодежи. Парень хорошо знает работу подполья, конспирации », — писал Воложин.
В середине июля 1943 года Воложин передал подпольной группе диверсатов «Храбрецы» две магнитные мины.
Огненный ад.
Дежурство Крыловича выпало в ночь с 29 на 30 июля. В эту ночь на станцию прибыл эшелон с топливом, который должен был проследовать в сторону Курской дуги. Но из-за поломки семафора (которую осуществил Крылович ) отправка состава задержалась. На починку семафора его отправили в соправождении немца-охранника. В полной темноте он умудрился установить мины сначала в хвосте, потом в голове состава с топливом. Расчет был сделан на то, что мины взорвутся, когда состав будет уже в пути и все подозрения с Крыловича будут сняты. Однако состав не ушел, его переправили в Северный парк, к другим составам с техникой и боеприпасами. И получилось гораздо лучше, чем планировалось.
Первый взрыв, запустивший цепочку других, прогремел в три часа ночи. Цистерны с горючим взрывались одна за другой. Попытка немцев расцепить состав, и убрать уцелевшие цистерны провалилась — сработала мина в хвосте состава. Огонь переметнулся на стоявший по соседству эшелон с авиабомбами и артиллерийскими снарядами, от высоких температур они стали детонировать. Из-за этого в огне оказались еще два состава — с новейшими образцами вооружения и танков, в частности танков «Тигр», на которые немцы возлагали большие надежды в операции «Цитадель» под Курском.
Об успешно проведенной операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Но немцы посчитали, что это сработала советская авиация. А нашему герою оставаться в городе после этого стало опасно. Поэтому он вместе с остальными подпольщиками отправился в 1-Бобруйскую партизанскую бригаду и возглавил диверсионную группу. Награду за свой подвиг — орден Ленина, он получил только в 1948 году. В 1975 году его именем была названа одна из улиц в Осиповичах, где на одной из многоэтажек установили памятную доску с его именем. Еще позднее — в 2009 году — на станции Осиповичи появился памятник в его честь. А что знают об этом герое в России?
Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!