Вечера глава московского дептранса Максим Ликсутов поделился планами развития велоинфрастуктуры в 2021 году. И все в них хорошо, пока не начнешь вчитываться.
«Уже совсем скоро станет тепло, и на улицы вернутся велосипедисты» , — оптимистично начинает глава дептранса. Но постойте, что значит «вернутся»? А кто были все те ребята на велосипедах с большими рюкзаками на плечах, которые всю зиму нас кормили и поили, несмотря на холод, снег и фиаско уборочных служб?
По версии дептранса, зимой в Москве велоинфраструктура не востребована, поэтому чиновники решили просто не замечать людей, которые опровергают эту установку. Судя по отчету департамента за 2020 год, велосипедисты — это прежде всего пользователи велобайка. Остальные ободами не вышли.
Дептрансу вообще нравится жить в придуманном мире. Максим Ликсутов снова транслирует миф о том, что «протяжённость велоинфраструктуры (в том числе выделенных полос) более 900 км» . Все давным-давно поняли, что речь идет об автобусных выделенках, по большей части совершенно непригодных для поездок на велосипеде. Но есть это признать, то окажется, что проблема Москвы — не суровый климат, а негодный департамент транспорта.
На несуществующих 900 км департамент не останавливается и обещает в этом году добавить «до 100 км новых временных велополос … в 4 районах города: Академическом, Марьино, Отрадное и Строгино» . Это самое революционное и — чего уж там — заманчивое обещание Ликсутова. Никогда еще в Москве не делали столько велодорог. Но вас должно насторожить слово «временные». В мировой практике временные велополосы делают в двух случаях. Во-первых, в экстренных ситуациях, когда нет просто времени строить капитальные велодороги — так было во многих городах мира в начале пандемии. Во-вторых, чтобы опробовать проект и при необходимости внести коррективы, а заодно убедить противников и скептиков, что новая инфраструктура будет востребована и не создаст коллапс.
ЧИНОВНИКИ ПОВЕРИЛИ В СОБСТВЕННУЮ ВЫДУМКУ ПРО ТО, ЧТО ЗИМОЙ ПО МОСКВЕ НИКТО НЕ ЕЗДИТ И ИЗОБРЕЛИ ВРЕМЕННУЮ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРУ НОВОГО ТИПА — СЕЗОННЫЕ ПОЛОСЫ.
В прошлом году в Москве тоже появилось несколько временных велополос, которые, как тогда казалось, относятся к первому типу. Дептранс давал понять, что в случае успеха их сделают капитальными, но теперь об этом речи не идет. Чиновники поверили в собственную выдумку про то, что зимой по Москве никто не ездит и изобрели временную велоинфраструктуру нового типа: сезонные полосы, которые каждый год будут рисовать ближе к лету и стирать осенью.
Заметьте: в прошлом году временные велополосы делали по большей части там, где нет жилых домов. Исключением стала Лесная, и там немедленно случился большой скандал. Теперь временная инфраструктура должна придти в спальные районы, и подобные скандалы стоит ждать на каждой улице. В прошлый за проект дептранса боролись активисты. Но станут ли они снова поддерживать департамент в создании инфраструктуры, которая исчезнут с первыми заморозками, — большой вопрос. Придется либо рисовать полосы, ломая жителей через колено, либо сочинить какой новый миф. С этим у департамента проблем обычно не возникает.