Увольнение сотрудника - дело эмоциональное. Здесь сложно придумать однозначно правильное решение. Сказать честно плохому сотруднику, что хуже него вы не видели? Посыпать все сахарной пудрой? Что стоит говорить? а что нет? Почему бы нельзя орать на сотрудника и почему нельзя хвалить?
В условиях российской действительности в целом сотруднику до определенного момента абсолютно некуда было пойти и рассказать о бывшей работе. Да и экономическая ситуация была такова, что сотрудники никогда не искали отзывов о работодателе, интересовал только оклад и должность.
Сейчас новые профессии формируют свои сообщества, спрос на уникальных специалистов, например digital-сферы, высокий, опыт сотрудника компании зачастую распространяется и на взаимоотношения с клиентами - ваши работники либо рассказывают о вас на каждом шагу, либо тихо ненавидят. Коронавирус развязал вам руки? Эпидемия пройдет и вашему бизнесу надо будет восстанавливаться и заново набирать людей.
В общем, имеет смысл расстаться так, чтобы сотрудник посчитал это событие как минимум актом справедливости. Читаем списочек рекомендаций на основе ряда статей (HBR, Forbes , Enterpreneur).
1️⃣✅ Будьте кратки. Не нужно пускаться в долгие объяснения, просто придумайте первую фразу ("наша компания вынуждена расстаться с вами") и затем обозначьте причину в одном-двух четких предложениях.
2️⃣✅ Используйте в речи прошедшее время. И вообще всеми способами дайте понять, что ваше решение окончательное. Надежды нужно оправдывать, если вы не собираетесь этого делать, лучше не обещайте.
3️⃣✅ Говорите правду. С правдой согласиться легче, чем с какими-то абстрактными небылицами. Внутреннее ощущение согласия - то, что вам нужно от увольняемого.
4️⃣✅ Используйте только факты. Сразу скажу, что психологически человек устроен так, что в своих неудачах он в первую очередь винит окружающих (начальника, компанию, страну и т.п.). Вы можете это использовать. Укажете в качестве причины объективные реалии бизнеса - сотрудник успокоится. Либо можете сказать о конкретном факапе сотрудника, который он сам за собой знает. Это создаст ощущение справедливости больше, чем ваше "ты ничего вообще не делаешь!".
5️⃣✅ Не говорите о личности. Ни в коем случае нельзя упоминать личные качества. Иначе моментально окажетесь в конфликте. Только результаты работы, действия, объективные показатели.
6️⃣✅ Делайте это самостоятельно. Увольнение от человека, который не может знать о качествах сотрудника - это проявление максимального безразличия к нему. Взять свидетеля (HR или еще кого) - идея отличная, но разговор с непосредственным начальником исключит ненужные обиды и опять же укрепит чувство справедливости.
7️⃣✅ Обсудите ключевые увольнения с другими сотрудниками. Уволили авторитетную личность? Руководителя? Пообщайтесь с его командой, объясните, в чем дело и поддержите. Перемены никто не любит, а один часовой разговор поднимет лояльность к вам и снимет напряжение.
А еще...
Что в принципе может помочь вам увольнять сотрудников в целом? Ответ - прозрачная система оценки их работы (KPI, оценка 180/360, другие метрики). Ожидаем вот это - не справляетесь - увольняем. Все ясно и понятно с первого дня работы. Такая система делает сотрудника вовлеченным в работу (это подтверждает знамениты опросник Gallup), а еще дает внутреннее ощущение "справедливости" при увольнении.