Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! При всей своей краткости легенда о Кие, Щеке, Хориве и девушке Лыбеди сложна для научной "расшифровки". Повесть временных лет, казалось бы, не оставляет сомнений, называя троих мужчин братьями, а Лыбедь их сестрой. Однако учёные заявляют, что вся эта концепция была выдумана позже изначальной версии легенды, и что модель трёх братьев-князей типична для летописания многих народов.
Сестра или жена?
Дальше, как и положено в науке, начинаются споры и умозаключения. Самое экстравагантное из них принадлежит Я. Барашкевичу, который "видит в объединении трёх братьев и сестры отголоски полиандрии или левирата". Приводит он и такие фольклорные аналогии как Белоснежка и семь гномов, девушка и группа богатырей, а также пример с женой Одина Фригг, которая одновременно была замужем за его братьями Вили и Ве.
Прямых доказательств брачного союза Кия, Щека, Хорива и Лыбеди не существует, но, в принципе, через полиандрию (то есть многомущество) прошли все индоевропейские народы, и нечто похожее на Одина, его жену и братьев могло быть и у древних полян.
Мифические братья Кия
Однако проблема в том, что братьев Кия, может быть, никогда не существовало или они жили в разное время. На эту мысль наталкивает этимология их имён. Как пишет историк А.С. Щавелёв, "имена Кия и его сестры Лыбеди имеют надёжную славянскую этимологию, а имена братьев скорее восходят к иноязычным традициям и однозначно не "дешифруются"". Часть историков относит их к иранским корням, а если не было трёх братьев, то не было и полиандрии.
Успокаивающая версия историка А.С. Щавелёва
Другую версию недавно высказал А.С. Щавелёв. Коль скоро двух дополнительных братьев не было, а были только Кий и Лыбедь, не логично ли предположить, что они являлись мужем и женой.
В самом деле, имя Кий происходит от индоевропейского корня, означающего молот и связано с профессией кузнеца. С другой стороны, оно ассоциируется с жезлом и княжеской властью. Имя Лыбедь однозначно связывает его владелицу с водой.
Между тем известно, что в славянском эпосе часто встречаются мотивы брачного союза кузнеца и девы воды, которая в южнославянских песнях принимает облик "лебединой девы". Как убеждает нас Щавелёв, "в мифологии и эпосе других народов (например, германцев) образ водяной девы также чаще всего сочетается с образом кузнеца".
Отсюда меньше шага до мысли о том, что "изначально существовала пара "прародителей полян" - Кий и Лыбедь". Щек и Хорив появились в мифологии полян (которой воспользовался Нестор) много позже.
Что же касается Кия и Лыбеди, то устные предания о них, скорее всего, восходят "к германским и славянским преданиям о переправах времени Великого переселения народов" 4-7 веков. Не зря же Кий числился не только кузнецом, но и умелым перевозчиком через Днепр.